Можно ли предотвратить старение клеток?

Когда мы становимся старше, возникает множество изменений и неизвестных, с которыми нам предстоит разобраться.

Старость – не радость. Мы все боимся перемен и не горим желанием увидеть в зеркале свое седое и морщинистое отражение. Вот только этот естественный процесс не щадит никого и с появления на свет мы неуклонно движемся вперед. Молодость проходит стремительно, но далеко не каждому удается дожить до седин и при этом сохранить здоровье. В прошлом человечество было озадачено поисками фонтана молодости, но эти усилия не увенчались успехом. Сегодня вместо волшебного фонтана мир рассчитывает на ученых и скорое появление «таблетки от старости». И пока специалисты проводят время в лабораториях, общество активно пользуется услугами косметологов и пластических хирургов, отдавая немалые деньги за уколы красоты. Но почему мы так боимся стареть? И стоит ли ожидать в ближайшем будущем чудодейственной «вакцины молодости»?

Почему мы стареем?

Научные открытия, совершенные за последние сто лет, позволили нам жить дольше. Сегодня большинство живущих на планете людей может рассчитывать дожить до шестидесяти лет и больше. В каждой стране мира наблюдается рост как численности, так и доли пожилых людей в населении, а согласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2030 году один из шести человек в мире достигнет возраста 60 лет и старше.

К 2050 году численность людей в возрасте 60 лет и старше в мире удвоится (2,1 миллиарда человек). Ожидается, что в период с 2020 по 2050 год число людей в возрасте 80 лет и старше утроится и достигнет 426 миллионов, – говорится на официальном сайте ВОЗ.

Выходит, в 2050 году нам будет с кем поностальгировать и вспомнить былую молодость. Но ход времени неумолим и каждый человек на планете состариться. Между тем, с научной точки зрения, старение – это биологическая реальность с собственной динамикой, которая находится вне нашего контроля.

Старение – естественный процесс, не будем об этом забывать

Больше по теме: Ученые считают, что старение неизбежно

Существует ряд факторов, влияющих на здоровье пожилых людей. Так, по мнению Тора Минамина, профессора Токийского университета, большинство возрастных заболеваний связаны с накоплением стареющих клеток. Если стареющие клетки накапливаются в кровеносных сосудах, то вызывают атеросклероз; если в сердце, то сердечную недостаточность; а избыточный вес и вовсе способствует развитию диабета.

Как стареет организм

Исследователи полагают, что здоровое старение – это способность самостоятельно выполнять ежедневные потребности. Некоторые возрастные изменения не причиняют вреда, например, поседение волос. Но есть и те, что приводят к развитию заболеваний, слабости или инвалидности. Более того, пожилой возраст является основным фактором риска развития ряда хронических заболеваний.

Наиболее распространенным возрастным изменением в сердечно-сосудистой системе является уплотнение кровеносных сосудов и артерий, заставляющее сердце работать интенсивнее, чтобы перекачивать кровь. Сердечные мышцы меняются, приспосабливаясь к возросшей нагрузке.

Процесс старения изучает наука геронтология, которая не только исследует физиологические изменения, но и место людей пожилого возраста в обществе.

Многочисленные попытки понять как и почему мы стареем широко по-прежнему обсуждается в академических кругах. Особой популярностью пользуется долголетие: за последние 20 лет мы узнали о старении больше, чем за предыдущие 2000 лет вместе взятые. И недавно ученые добились прогресса в понимании того, как замедлить этот естественный процесс.

Не пропустите: Старение организма происходит в три этапа: в 34, 60 и 78 лет

Прививка от старости

На волне растущего интереса к долголетию японские ученые разработали вакцину, нацеленную на стареющие клетки. Так как пожилые клетки прекращают делиться и накапливаются в тканях, то могут послужить причиной хронического воспаления и болезней.

По сути, старение — это биологический способ предотвратить размножение клеток с поврежденной ДНК. Эти «зомби-клетки» (как их иногда называют) накапливаются с возрастом, вырабатывая химические вещества, которые являются причиной воспаления. Подобно зомби, стареющие клетки не мертвы, но и живыми их тоже назвать нельзя.

Нет человека, который не задумывался бы о старости, о смерти.

Некоторые из факторов, которые выделяют эти клетки, могут превратить соседние клетки в стареющие клетки. Это классический ход зомби-клеток, – объясняют специалисты.

В 2011 году исследование впервые показало, что устранение стареющих клеток у мышей задерживает развитие возрастных заболеваний. Вскоре ученые начали искать способы воспроизвести эксперимент на людях. Первое поколение сенолитических препаратов (то есть препаратов, нацеленных на стареющие клетки) успешно убило зомби-клетки, но оказало побочные эффекты, так как здоровым клеткам был нанесен урон.

Вам будет интересно: Клеточное старение удалось обратить вспять

Результаты последнего исследования, проведенного учеными из британского Института Бабрэма, свидетельствуют о разработке новых методов, предотвращающих возрастные заболевания и восстанавливающих функции клеток, уменьшая их биологический возраст. Работа опубликована в научном журнале eLife.

Как рассказали британской The Guardian авторы научной работы, за последнее десятилетие наше понимание старения на молекулярном уровне продвинулось вперед, что привело к появлению методов, позволяющих измерять возрастные биологические изменения в человеческих клетках.

Старость – это этап нашей жизни, который ничуть не менее значим и важен, чем детство, юность и зрелость.

В экспериментах, имитирующих повреждение кожи, клетки подвергались воздействию смеси химических веществ, которые «перепрограммировали» их таким образом, чтобы они стали вести себя как молодые клетки, устраняя возрастные изменения. Механизм, лежащий в основе клеточного перепрограммирования, изучен не до конца и может послужить причиной развития рака. На данный момент эти результаты нельзя применить к регенеративной медицине.