Ночью 12 октября жители России увидят «комету года» C/2023 A3

Комета C/2023 A3 является уникальной, и ее должен увидеть каждый любитель астроомии. Источник изображения: wikimedia.org

Ночное небо всегда завораживает своей таинственностью и бесконечностью. Среди его обитателей особое место занимают кометы — загадочные гости из дальних уголков Солнечной системы. Каждое их появление на небосклоне кажется нам маленьким чудом, поэтому любители астрономии всегда хотят увидеть их полет своими глазами. В последние годы мы уже наблюдали за впечатляющими шоу: в 2019 году блистала комета C/2020 F3 (NEOWISE), а в 2023-м нас порадовала комета C/2022 E3 (ZTF). И вот недавно на горизонте появилась еще одна комета — C/2023 A3, которая готовится осветить наше небо в октябре 2024 года. Готовы узнать, как ее увидеть?

Комета C/2023 A3

В начале 2023 года произошло настоящее космическое открытие — была обнаружена комета C/2023 A3, известная также как Цзыцзиньшань–ATLAS. Китайские астрономы из обсерватории Цзыцзиньшань открыли ее 9 января, а через месяц ее обнаружил телескоп ATLAS, который располагается в Южной Африке.

Это небесное тело летит по нестабильной орбите, что означает, что, вполне вероятно, оно посетит нашу Солнечную систему единожды и больше к нам не вернется.

Приближение с Солнцу произойдет 27 сентября 2024 года, когда расстояние между ними составит всего 58 миллионов километров. А 12 октября 2024 года комета максимально приблизится к Земле, пролетев над нашей планетой на расстоянии приблизительно 70 миллионов километров. Несмотря на то, что это большое расстояние, в это время ее можно будет увидеть даже невооруженным глазом, что, несомненно, станет незабываемым зрелищем для всех любителей астрономии.

Комета C/2023 A3 в сентябре 2024 года, вид с Южного полушария. Источник изображения: wikipedia.org

Интересно, что на какое-то время комета считалась «потерянной». После первого обнаружения в январе данные о ней были отправлены в Центр малых планет, но другие обсерватории не смогли подтвердить ее существование. Лишь спустя месяц, благодаря наблюдениям системы ATLAS, стало ясно, что это та самая комета, которую заметили китайские астрономы. Так она получила свое имя, объединяющее названия обеих обсерваторий.

В течение 2023 года комета C/2023 A3 постепенно набирала яркость. К началу 2024-го ее блеск уже позволял наблюдать за ней через средние телескопы, а к концу апреля она стала видна и без специальных приборов. Несмотря на некоторые опасения, что ядро кометы может распасться, в сентябре она вновь появилась на ночном небе, сохранив свою целостность. И в ближайшее время мы сможем наблюдать за этим космическим странником, пролетающим мимо нас на фоне звездного неба. Об этом мы уже писали в прошлом году.

Читайте также: Комета уничтожила древнюю цивилизацию 1500 лет назад — правда или ошибка ученых?

Как увидеть комету в октябре 2024 года

По прогнозам астрономов, комета C/2023 A3 станет доступна для наблюдения в конце 2024 года. Уже во второй половине сентября ее можно увидеть в южном полушарии. Однако после 27 сентября комета ненадолго исчезнет из виду.

Траектория движения кометы C/2023 A3. Источник изображения: habr.com

Снова увидеть комету невооруженным глазом можно будет в начале октября в северном полушарии, то есть в России. В этот период она будет постепенно набирать яркость, и к 12 октября, когда она максимально приблизится к Земле, ее блеск может достичь даже нулевой звездной величины, что означает, что она станет такой же яркой, как звезды на ночном небе. Тем не менее, точные прогнозы сложно сделать, так как яркость комет может измениться в любой момент.

Чтобы увидеть комету C/2023 A3, следует искать ее на ночном небе между яркими звездами Спика в созвездии Девы и Арктур в созвездии Волопаса. В эти дни она будет проходить по этому участку небосклона, и если повезет с погодой, ее можно будет увидеть невооруженным глазом.

Изменение видимости кометы C/2023 A3. Источник изображения: starwalk.space

Для точного определения времени и места наблюдения кометы в вашем регионе рекомендуется воспользоваться специальными приложениями для астрономов-любителей, такими как Star Walk 2. Они подскажут, в каком направлении и в какое время лучше всего искать комету.

Обязательно подпишитесь на наш Дзен-канал. Так вы не пропустите ничего интересного!

Комета C/2023 A3 — лишь одно из многих загадочных явлений, которые дарит нам космос. Но Солнечная система скрывает в себе гораздо больше тайн, о которых мы знаем куда меньше. Если вы хотите узнать о самых интригующих загадках космоса, читайте наш материал “5 тайн Солнечной системы, которые ученые до сих пор не могут разгадать”.

2024-09-28T19:14:23Z