Иск Илона Маска против OpenAI, обвиняющий компанию в отказе от своей миссии некоммерческой организации, был отозван в июле, но возобновлён в августе. Теперь в обновлённой версии иска добавлены новые ответчики, включая Microsoft, сооснователя LinkedIn Рида Хоффмана и бывшего члена совета директоров OpenAI, вице-президента Microsoft Ди Темплтон. Обновлённая жалоба также включает новых истцов: исполнительного директора Neuralink и бывшего члена совета директоров OpenAI Шивон Зилис, а также AI-компанию Маска — xAI.Изображение: Toberoff & Associates
Маск, один из основателей OpenAI, создавал её с целью исследования и разработки искусственного интеллекта на благо человечества. Изначально организация функционировала как некоммерческая. Маск покинул компанию в 2018 году из-за разногласий по её дальнейшему курсу.
Ранее Маск утверждал, что стал жертвой мошенничества, поскольку вложил более $44 млн в OpenAI, апеллируя к своим «широко известным опасениям относительно экзистенциальных угроз» технологий. Кроме того, он обвинил сооснователя и CEO OpenAI Сэма Альтмана в «широкомасштабной личной выгоде» за счёт сделок между OpenAI и другими связанными с Альтманом компаниями.
В обновлённой жалобе адвокаты Маска утверждают, что OpenAI теперь «активно пытается устранить конкурентов», таких как xAI, «заставляя инвесторов не финансировать их». Кроме того, OpenAI якобы несправедливо использует инфраструктуру и экспертизу Microsoft в рамках, как это называется в жалобе, «фактического слияния».
«xAI пострадала, в частности, из-за невозможности получить вычислительные мощности Microsoft на условиях, хотя бы отдалённо схожих с теми, которые доступны OpenAI, а также из-за эксклюзивного обмена конфиденциальной информацией между OpenAI и Microsoft», — говорится в жалобе, поданной в четверг в федеральный суд в Окленде, Калифорния.
Microsoft, которая впервые инвестировала в OpenAI в 2019 году, усилила своё партнёрство в прошлом году, вложив $13 млрд в обмен на фактические 49% прибыли OpenAI. OpenAI активно использует облачные ресурсы Microsoft для обучения, доработки и эксплуатации AI-моделей, таких как ChatGPT.
Позиция Хоффмана в советах директоров Microsoft и OpenAI одновременно, а также его роль партнёра в инвестиционной компании Greylock предоставили ему, по утверждению иска, привилегированный и незаконный доступ к информации о сделках между компаниями. (Хоффман ушёл из совета директоров OpenAI в 2023 году.) Greylock, как отмечают адвокаты Маска, инвестировала в Inflection, стартап в сфере AI, который Microsoft приобрела в этом году, и который может считаться конкурентом OpenAI.
Что касается Темплтон, которую Microsoft временно назначила наблюдателем без права голоса в совет директоров OpenAI, то обновлённая жалоба утверждает, что она способствовала заключению соглашений между Microsoft и OpenAI, нарушающих антимонопольное законодательство.
«Цель запрета на перекрёстное членство в советах директоров — предотвратить обмен конфиденциальной конкурентной информацией и/или создание платформы для координации антиконкурентной деятельности», — говорится в иске. «Допущение Темплтон и Хоффмана в совет OpenAI … подрывает эту цель».
Иск также утверждает, что OpenAI, владеющая примерно 70% рынка генеративного AI, является «монополией» или, по крайней мере, пытается ею стать.
В числе ответчиков в иске также упоминается генеральный прокурор Калифорнии Роб Бонта. По сообщениям Bloomberg, OpenAI сейчас ведёт переговоры с его офисом о процессе изменения своей корпоративной структуры.
Согласно жалобе, Зилис, которая покинула совет директоров OpenAI в 2023 году, имеет право на подачу иска как «пострадавший сотрудник» в соответствии с законодательством Калифорнии. Зилис неоднократно поднимала внутренние вопросы о сделках OpenAI, но её опасения игнорировались, как утверждают адвокаты Маска. Эти опасения, по сути, совпадают с претензиями самого Маска.Зилис тесно связана с Маском: она работала директором проектов в Tesla с 2017 по 2019 годы, а также руководила исследованиями в Neuralink. Она также является матерью троих детей Маска.
В 107-страничной жалобе также упоминается, что Альтман предлагал OpenAI продать собственную криптовалюту в январе 2018 года, до того, как организация решила перейти на модель с ограниченной прибылью.
«Сообщаю заранее, я обсудил это с командой по безопасности, и у них много опасений по поводу ICO и возможных нежелательных последствий в будущем», — писал Альтман в электронном письме Маску 21 января 2018 года. ICO, или первичное предложение монет, — это нерегулируемый способ привлечения средств для криптопроектов. «Настаиваю на необходимости сохранить это в секрете, но считаю крайне важным, чтобы мы добились одобрения и дали людям возможность высказаться на раннем этапе».
Маск отверг идею продажи криптовалюты. «Я рассмотрел подход с ICO и не поддержу его», — ответил он по электронной почте Альтману и другим сооснователям OpenAI, Грегу Брокману (ныне президенту OpenAI) и Илье Сутскеверу (бывшему главному учёному OpenAI). «На мой взгляд, это приведёт к огромной потере доверия к OpenAI и всем, кто связан с ICO».
Основная линия иска остаётся неизменной: OpenAI получила выгоду от раннего участия Маска в компании, но отказалась от своих обязательств как некоммерческая организация, обещавшая делать результаты своих исследований доступными для всех. «Никакая хитрая формулировка или изобретательные сделки не могут скрыть то, что здесь происходит», — говорится в жалобе. «OpenAI, Inc., созданная Маском как независимая благотворительная организация, приверженная безопасности и прозрачности … быстро превращается в полноценное подразделение Microsoft с целью извлечения прибыли».
OpenAI пытается отклонить иск Маска, называя его «громким» и беспочвенным.
Источник
Источник новости: habr.com