ВНИМАНИЕ МНОГО ФОТО!!!
Будущее, которого не было, будущее, которое было бы...
Как много их было, перспективных идей и технологий, которые, тем не менее, оказывались на обочине технологического прогресса, либо кочевали, неприкаянные, от выставки к выставке – топливные элементы, одноразовые телефоны и прочие курьезы от компьютерного рынка. Устраивать плач Ярославны по поводу всех их глупо, но вот вспомнить наиболее интересные несбывшиеся мечты, пожалуй, стоит. В том числе и по той простой причине, что идеи эти рискуют воплотиться в нашей завтрашней жизни.
Конечно, львиная доля интересных разработок не идет дальше патентов и концептов, и лишь немногие образчики цифровой маниловщины удостаиваются чести быть реализованными хотя бы в прототипах и инженерных устройствах. Однако и среди концептов имеются весьма и весьма примечательные идеи, свидетельствующие о широте взглядов и предвидении разработчиков, или, в клинических случаях, о буйной их фантазии.
Действительно, далеко не все концепты будущих мобильных телефонов находят свое отражение в реальных продуктах. Число таких успешных дизайнерских решений исчисляется единицами. Куда же деваются остальные идеи, и почему разработчики концептов, порой заведомо нереализуемых на практике, идут на создание таких моделей, попробуем разобраться в этой статье.
Само понятие «концепт» (лат. conceptus) подразумевает под собой некую общую идею неудивительно, ведь оно идентично понятию концепции. Применительно к мобильной индустрии под концептом понимают некую модель, служащую для представления публике видения дизайнера или компании относительно будущих продуктов.
Первые концепты мобильных телефонов стали появляться достаточно давно (по меркам индустрии, конечно). Еще десять лет назад компании-производители мобильных телефонов старались задать направление развития рынка, предугадать, какие продукты, в каком дизайне, будут привлекательными пользователей спустя некоторое время.
По мере совершенствования мобильных телефонов, появления новых функций и технологий усложнялись и сами концепты. К разработке в массовом порядке стали привлекаться не только дизайнерские бюро и известные дизайнеры (не говоря уже про R&D-центры самих компаний-производителей), но также студенты школ дизайна, представители «непрофильных» областей (недаром стали появляться концепты телефонов, повторяющие очертания автомобилей и т.д.). Кроме того, множество энтузиастов привлекала сама возможность прославить свое имя, участвуя в проводимых конкурсах.
Нельзя обойти стороной такое явление, как моду на различные концепты. Как и разработчики реальных продуктов, дизайнеры концептов очень чутко реагируют, улавливая последние тенденции на рынке мобильных телефонов. При желании можно проследить, как в различные годы менялись настроения среди разработчиков. Так, в частности, в эпоху развертывания сетей 3G операторы делали ставку на VAS, на всевозможные дополнительные сервисы, которые в недалеком будущем - теперь это уже настоящее - могли максимально задействовать возможности сетей третьего поколения (в первую очередь, это касается скоростей мобильного Интернета). Теперь уже точно можно сказать, что революции не случилось, абоненты оказались не готовы тратить значительные средства ради сомнительных удобств. Поэтому сегодня с улыбкой воспринимаются концепты тех лет, в дизайне которых одним из главных посылов являлась горизонтальная ориентация экрана, например, для просмотра передач мобильного телевидения. Ну, а поскольку задачку требовалось решить без изменения положения самого устройства в пространстве, результатом становились совершенно немыслимые, зубодробительные концепты телефонов-трансформеров с поворотными экранами, большим количеством степеней свободы конструктивных элементов, сочетающие в себе два, а то и три форм-фактора (например, раскладушки, слайдера, ротейтора). Если бы такие концепты были выпущены, то их производители наверняка могли столкнуться с техническими сложностями (огромное количество шарниров, шлейфов и т.д., что резко снизило бы надежность решений).
Безусловно, помимо приходящих и уходящих тенденций, на рынке всегда остаются какие-то вечные ценности, благодаря которым время от времени появляются удивительно похожие между собой концепты, несмотря на то, что их разделяют порой несколько лет.
Так, весьма популярна среди разработчиков концептов идея всевозможных круглых устройств, телефонов в виде дисков, цилиндров и т.д. Почему-то их создателям такая форма кажется наиболее эргономичной среди существующих. Ну, а круглый экран стал настоящей идеей-фикс среди некоторых дизайнеров. Кстати, далеко не в последнюю очередь именно это помогло воплотиться в жизнь первому реальному устройству с круглым экраном - Motorola MOTOAURA.
Можно вспомнить компанию Sun Microsystems, еще несколько лет назад продекларировавшую в своем концепте AIO Card основные постулаты современного поколения телефонов. По замыслу компании, AIO Card (аdvanced Input-Output Card, продвинутая карта ввода-вывода) должна была стать конвергентным устройством, обладавшим мультимедийными возможностями, функцией веб-серфинга и поддержкой навигации. Изюминкой концепта также являлся форм-фактор кредитной карточки, а также дисплей, изготовленный из электронной бумаги E-ink. Однако больше всего поражает то, что AIO Card, по замыслу разработчиков, являлся терминалом, а вся информация должна была храниться на удаленном сервере – заметьте, какими семимильными шагами идут к этому современные телефоны с их возможностью хранить и синхронизировать контакты и пользовательские данные через Интер-нет, и также по сети загружать любимую музыку (сервис Nokia «Вместе с музыкой» - Comes With Music и его многочисленные клоны) и устанавливать приложения (онлайн-магазины приложений, такие как App Store, Android Market, Windows Marketplace и пр.)
Не менее популярна среди дизайнеров тема мобильных телефонов-трансформеров, раскладывающихся в своеобразные мини-ПК, с собственной полноразмерной клавиатурой, большим экраном и т.д. Наконец, едва ли не чаще других появляются идеи мобильных телефонов, крепящихся на руку. Это и концепты телефонов-часов, и всевозможные гибкие браслеты с памятью формы, которые способны изменяться в зависимости от установленного профиля, а при поступлении сигнала либо другого события – принимать заданную форму (хрестоматийный пример – знаменитый концепт мобильного телефона Nokia 888). Конечно, не стоит и говорить о том, что такие устройства вряд ли реализуемы в ближайшем будущем, несмотря на то, что работа над изменяемой формой конструктивных элементов ведется (гибкие дисплеи, материалы корпуса).
Впрочем, достаточно обобщений, стоит перейти к рассмотрению наиболее интересных современных концептов мобильных телефонов.
Наибольший удельный вес, разумеется, принадлежит идеям, рожденным в R&D-центрах ведущих производителей, либо концептам, разработка которых проводилась под эгидой этих компаний.
Результатом становятся десятки концептов в год: они имеют всевозможные формы и обладают уникальными особенностями. Начиная от GPS-часов R66 (совместная разработка Nokia, Школы дизайна Род-Айленда, Школы управления MIT Sloan и
Технологического университета Хельсинки) до также студенческого проекта Nokia 111, представляющего собой своеобразный клавиатурный концепт.
Впрочем, наиболее известны некоторые другие концепты мобильных телефонов Nokia.Это нашумевшая в свое время работа турецкого дизайнера Tamer Nakisci, победившая на одном из конкурсов, проводившихся компанией Nokia – Nokia Europe Benelux Awards 2005. Мобильный телефон Nokia 888 получил известность благодаря своей оригинальности (гибкий корпус, способный принимать любую форму), однако и до него появлялись концепты, в которых эксплуатировалась данная идея.
Также большую шумиху в прессе поднял еще один концепт перспективного мобильного телефона Nokia – проект Aeon, очень привлекательный внешне моноблок с двумя сенсорными экранами, один из которых заменял цифровую клавиатуру. Интересно, что создание подобного телефона возможно уже при нынешнем уровне развития мобильных технологий.
Чего нельзя сказать о еще одном известном концепте – Nokia Morph, целиком и полностью «завязанном» на использовании нанотехнологий. В его разработке, помимо самой компании Nokia, принимали участие специалисты Центра нанотехнологий Кембриджского университета.
Помимо нетривиальной аморфной структуры, способности принимать различные состояния в зависимости от характера выполняемой задачи, интерес представляет сама философия такого продукта. Заявляется, что подобный телефон будет работать от солнечной энергии и окажется способен к самоочистке корпуса. Кроме того, "нанотелефон" обладает и другими уникальными свойствами. Волоконная сетка на основе наноматериалов обеспечивает гибкость и прочность, а также прозрачность телефона. Высокая эластичность позволяет аппарату принимать любую требуемую форму. Есть возможность сложить аппарат и быстро развернуть его (используются гибкие дисплеи и сенсорные элементы управления). Телефон может отталкивать воду, грязь и отпечатки пальцев – камень в огород современных глянцевых телефонов. Корпус сделан из биологически разлагающихся материалов.
Подобные идеи в той или иной форме присутствуют в большинстве существующих сегодня концептов мобильных телефонов будущего.
Правда, если большинство концептов представляют собой несбывшиеся или даже несбыточные до поры до времени надежды, то некоторым реальным устройствам лучше было бы всегда оставаться мечтами. Часто в мобильной индустрии происходит так, что продукты попросту опережают свое время и в результате оказываются никому не нужными. Например, непонятыми рынком, пользователями и производителями в свое время стали некогда практически оформившиеся в коммерческие устройства одноразовые телефоны.
Еще несколько лет назад, когда пользователями мобильной связи являлась не половина населения земного шара, а менее миллиарда человек, компании-производители уже озаботились вопросом приобщения к сотовым телефонам менее обеспеченных слоев.
В значительных количествах стали появляться бюджетные решения, стоимость которых, впрочем, все равно оставалась неоправданно высокой для многих потенциальных пользователей. В этих условиях время от времени появлялись интересные проекты, в частности, идея так называемых одноразовых телефонов, вылившаяся в интересные концепты от американских компаний.
В начале века сразу несколько разработчиков предложили проекты устройств стоимостью меньше $40. Практически все они представляли собой своеобразные "мобильные таксофоны" с возможностью совершать местные звонки. В зависимости от функциональности модели лимит составлял порядка 60 минут эфирного времени (с возможностью приобретения дополнительного пакета трафика), причем оно ограничивалось лишь совершением исходящих звонков. Некоторые из представленных моделей были лишены цифровой клавиатуры, номер предлагалось надиктовывать.
Одним из первых концептов одноразовых телефонов стало предложение американской изобретательницы Рэндис-Лизы Альтшуль (1999 год), затем последовали предложения от компаний Hop-On Wireless и Telespree Communications. Естественно, помимо голосового набора и отсутствия цифровой клавиатуры были и другие необычные моменты – так, все представленные устройства были лишены дисплея.
Представленный в 2002 году телефон Cyclone Disposable Cell Phone от компании New Horizons Technologies уже обладал цифровой клавиатурой и мог похвастать возможностью приема входящих звонков. Однако потенциальные покупатели вновь не дождались встроенного дисплея.
Перспективы одноразовых мобильных телефонов оказались не очень радужными – поднялась полемика по поводу их целесообразности: пережившее 11 сентября американское общество и государственные органы весьма неоднозначно отнеслись к возможности совершения фактически анонимных звонков с одноразовых телефонов.
Как бы то ни было, постепенно ажиотаж вокруг идеи с одноразовыми сотовыми телефонами поутих, а к тому времени уже подоспели ведущие мировые компании-производители мобильных телефонов со своими проектами ультрабюджетных трубок.
Так, на выставке 3GSM Congress в 2005 году, тогда еще в Каннах, а не Барселоне, ассоциацией GSM (GSMA) операторов сотовой связи и компаний-производителей мобильных терминалов была провозглашена инициатива Emerging Market Handset Initiative (EMHI), направленная на продвижение мобильной связи в развивающихся странах. Ведущие мировые компании поддержали инициативу, регулярно предлагая сверхдешевые мобильные телефоны, что окончательно похоронило идею одноразовых мобильников.
Еще один так и не разродившийся пока достойной реализацией проект несколько лет кочевал от выставки к выставке, время от времени напоминая о себе новостями, число которых за последние полгода, к сожалению, стремилось к нулю.
Речь идет о мобильном телефоне Modu и его любопытной концепции сменных модулей, расширявших функциональность базового аппарата и превращавших его в зависимости от навешанной «амуниции» в мультимедийное, навигационное или еще какое-нибудь устройство. Интересное устройство продается на ограниченном количестве рынков и пользуется ограничен-ным спросом, а жаль, при должном подходе компания могла бы совершить настоящий прорыв в мобильной индустрии…
К сожалению, это далеко не единственный пример, когда интересная разработка компании-стартапа оказывается непонятой рынком. Еще одним показательным и поучительным случаем стал мобильный долгострой Neonode N1/N1m – настоящая предтеча современных «пальцеориентированных» сенсорных телефонов. Кто знает, если бы компания-разработчик оказалась чуть расторопнее, сегмент тачфонов зародился бы гораздо раньше, и имя Neonode было бы также известно, как, например, iPhone. Если бы. В том будущем, которого не было.
Данный продукт шведской компании разрабатывался еще в 2002 году, но на рынке он появился только в конце 2004 года. Как русский богатырь из сказки Салтыкова-Щедрина, он упустил свое время, не предлагая на момент выхода ряда критичных для пользователей функций (Bluetooth, встроенный почтовый клиент и проч.). Установленная операционная система Windows CE не могла похвастать корректной работой с приложениями Windows Mobile.
В то же время аппарат впервые в истории предложил концепцию «пальцевого» ввода, полного отказа от стилуса. Весь интерфейс (Neno, собственная разработка компании) был ориентирован на работу пальцем.
Правда, были и странности – расположение разговорного динамика на тыльной стороне, выглядывающие из корпуса SIM-карта и карта памяти, хранение системных данных и приложений на ней же, а не в памяти телефона. Но даже с учетом недоработок аппарат оставлял приятное впечатление.
Малые размеры позволили разместить лишь 2, 2-дюймовый дисплей с разрешением 176х220 пикселей. Его особенностью была фирменная технология zForce – система оптических датчиков над дисплеем и под ним. аппарат реагировал не на касание самого дисплея, а на перекрытие датчиков-сенсоров. В результате обеспечивалась высокая скорость работы.
Обращение с аппаратом без стилуса облегчалось также своеобразной системой навигации. Она была построена не столько на нажатиях в конкретную область экрана, сколько на движения пальцем из одной части дисплея в другую, касания и листания. Это предвосхитило систему Multi-Touch в Apple iPhone и подобные реализации интерфейсов в современных сенсорных аппаратах.
Таким образом, Neonode N1m действительно опередил свое время, предложив идеи, которые стали актуальными лишь в прошлом году. Жаль, что такой интересный аппарат оказался несбалансированным. В результате этого он не задержался на рынке и, как его столь же неудачное продолжение Neonode N2, сегодня известен разве что любителям мобильного винтажа – а ведь все могло быть совсем по-другому.
Впрочем, что это мы с вами все о телефонах да о телефонах? Известны не менее печальные примеры несбывшихся надежд компаний-производителей и из других областей.
Далеко ходить не надо, кто из вас не слышал несколько лет назад о UMPC и прочих MID-устройствах? Аппараты, которые выглядели как раскормленные КПК, стоили как нескромные ноутбуки, зато имели компактность первых и функциональность (ну или налет функциональности) вторых? И где они сейчас, все эти Samsung Q1x и прочие AMtek с ASUS?
К сожалению, ультрамобильные ПК также не выросли из коротких штанишек перспективных технологий. Но если развитию Modu в свое время помешал нагрянувший невовремя кризис и окукливание потенциальных инвесторов, то сегменту UMPC подложили свинью верткие и нахрапистые производители нетбуков. Кстати, о самих нетбуках, задолго до появления продуктов в рамках программы OLPC (Intel Classmate) и феноменально успешной «пишмашинки» ASUS EeePC подобной мечтой бредила компания Palm. Однако ее Foleo предлагал вывернутую наизнанку идею устройства для веб-серфинга, работы с почтой и офисными документами – поскольку, по сути, представляла собой клиентский терминал для карманных «пальм» размером с лэптоп. Неудивительно, что о перевертыше поспешили забыть.
Конечно, не все так плохо в датском королевстве, и некоторые смелые мечты компаний-производителей возвращаются, причем поистине триумфально. Не случайно в современной мобильной индустрии царствует принцип «все новое – это хорошо забытое старое». Так или иначе, даже самые смелые мечты компаний-производителей не проходят бесследно для индустрии. Пусть не сразу, не сейчас и не сегодня, но в урочный час о полузабытых разработках непременно вспомнят – ведь цифровая Вселенная развивается по спирали, что уже неоднократно было доказано, начиная от многоядерных процессоров, возвратившихся к архитектуре первых Pentium, и заканчивая хорошо всем известными двухсимочными телефонами, вернувшими к жизни идеи Benefon Twin десятилетней давности. Поэтому вряд ли стоит горевать по поводу сегодняшних неудач (или вовсе отмены выхода) перспективных продуктов – придет время, и они непременно вернутся к нам в новом обличье. В том будущем, которое будет.
Источник новости: mnovosti.ru