Есть ли плюсы от глобального потепления? Учёные говорят, что да

Многолетние льды таят в себе множество секретов

Говорят, что даже в самой плохой ситуации можно найти что-то хорошее и извлечь из этого выгоду. Нас очень пугают страшилками о последствиях глобального потепления — из-за повышения температуры воздуха могут вымереть растения, животные и даже люди. Ситуация страшная, но ученые смогли найти в глобальном потеплении один плюс. В результате таяния ледников, на поверхности появляются древние предметы вроде инструментов, оружия и даже одежды наших далеких предков. Недавно археологи рассказали, что еще в 2007 году им удалось найти обувь возрастом 3100 лет. Предполагается, что она принадлежала женщине или подростку, которые жили вместе с группой охотников. Таких открытий в будущем будет еще больше, однако, если ученые не будут быстро реагировать, древние артефакты будут полностью стерты с лица земли.

Что такое ледниковая археология?

Когда человечество начало заниматься археологией, точно неизвестно. Однако, упоминания этой науки можно найти даже в работах древнегреческого философа Платона — под словом «археология» он подразумевал всю древность. Долгое время древние артефакты обнаруживались случайно, в старинных сооружениях вроде египетских пирамид или просто под землей. Однако, с развитием глобального потепления, возникло новое направление археологии — ледниковая.

Зачастую археологические открытия совершаются случайно

Климат нашей планеты постоянно меняется. В результате похолоданий многие вещи древних людей и их тела оказались внутри многолетнего льда, и об их существовании ученые узнали только когда этот лед начал таять. Первое большое открытие в ледниковой археологии — это обнаружение в 1991 году ледяной мумии, которая пролежала в Эцтальских Альпах более пяти тысячелетий. С тех пор ученые все чаще находят во льду инструменты древних людей, их замороженные тела и биологические материалы вроде фекалий. Не стоит относиться к последнему с отвращением — изучая отходы жизнедеятельности, ученые могут узнать много интересного о питании древних людей (вот пример).

Ученым удалось восстановить внешний вид человека, мумия которого была найдена в Эцтальских Альпах

О ЛЕДЯНОЙ МУМИИ ЭЦИ У НАС ЕСТЬ ОТДЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ — В СВОЕ ВРЕМЯ ОНА НАБРАЛА КУЧУ ПРОСМОТРОВ

Лучшие места для археологии

Чаще всего замурованные во льдах артефакты и биологические материалы находятся в Альпах, Норвегии, а также в северных районах США и Канады. Отдельно стоит выделить российскую Сибирь — там часто находят хорошо сохранившиеся мумии вымерших животных (вот фото мумии гигантского волка). Практически все найденные во льдах материалы находятся в безупречном состоянии. Дело в том, что в отличие от земли, многолетний лед неподвижен и не содержит агрессивных соединений. Именно благодаря этому тела древних людей и животных не подвергаются разложению и отлично сохраняются.

Мумия волчонка, найденная во льдах Канады

Что можно найти в растаявшем льде?

В еще более хорошем виде до наших дней доходят инструменты и элементы одежды. Некоторые из археологических находок долгое время находятся в архивах — об их существовании ученые рассказывают спустя несколько лет после обнаружения. Так, в 2007 году, во льдах норвежских гор Ютунхеймен, археологам удалось найти кожаную обувь возрастом около 3100 лет. Этот элемент одежды 34–36 размера принадлежал либо женщине, либо подростку. По мнению исследователей, это самый древний элемент одежды, который был найден на территории Норвегии.

Древний ботинок возрастом 3100 лет

Помимо древней обуви, исследователи нашли в Ютунхеймене несколько стрел, а также деревянную лопатку. Характер находок прямо напоминает на то, что все эти вещи принадлежали охотникам. Самое интересное, что возраст одной из стрел был оценен в 6100 лет — это вообще самый древний предмет, найденный на территории Норвегии. Исходя из того, что артефакты имеют разный возраст, ученые пришли к выводу, что место их обнаружения использовалось норвежскими охотниками на протяжении тысяч лет.

Одна из стрел, найденных в Ютунхеймене

НЕДАВНО МЫ РАССКАЗЫВАЛИ ПРО ШТАНЫ ВОЗРАСТОМ 3000 ЛЕТ. С ТАКИМИ ТЕМПАМИ УЧЕНЫЕ СОБЕРУТ ДРЕВНИЙ ГАРДЕРОБ!

Древние артефакты находятся в опасности

В тающем льду ученые уже нашли очень много древних объектов и в будущем могут обнаружить еще больше. Но есть опасение, что из-за слишком быстрых климатических изменений большинство из артефактов могут исчезнуть до того, как их найдут ученые. Ведь подумайте сами — если тело какого-то древнего животного выйдет из ледяного плена, оно очень быстро разложится под воздействием солнца.

Из-за таяния льда, древние артефакты могут навсегда исчезнуть

Как избежать этого не ясно, но на ум сразу же приходит использование дронов с камерами, оснащенными искусственным интеллектом. Ранее я уже рассказывал, как специалисты таким способом ищут упавшие метеориты — на белом фоне они отчетливо видны как черные точки. Если интересно, можете почитать об этой технологии подробнее, вот ссылка.

А ВЫ СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМ КАНАЛОМ В ДЗЕНЕ? НЕДАВНО ТАМ ВЫГЛА СТАТЬЯ ПРО ПРОЗРАЧНУЮ ЦЕРКОВЬ, СДЕЛАННУЮ ИЗ МЕТАЛЛА

Может, вы вспомните о других интересных находках, сделанных во льдах? Пишите в комментариях и не забывайте заглядывать в наш Telegram-чат — иногда там возникают горячие дискуссии.

2022-06-07T21:33:11Z