категории | RSS

Обзор фильма «Крик 6». Неувядающая хоррор-франшиза лишилась своей главной звезды и каким-то удивительным образом стала только лучше


Выход на экраны шестого «Крика» сопровождал целый ряд красных флагов. Прошлогодний мягкий перезапуск культовой постмодернистской серии хорроров от нового авторского состава оказался настолько успешным, что свежий сиквел по лекалам жанра сколотили буквально за год. Повод насторожиться как минимум. А на этапе съемок громыхнула еще одна тревожная весть: главная звезда франшизы на протяжении ее почти 30-летней истории Нив Кэмпбелл отказалась от участия в фильме — «королеву крика» в буквальном и переносном смысле не устроил предложенный гонорар. До кучи выяснилось, что шестая часть зачем-то сменит сеттинг с выдуманного провинциального городишки Вудсборо на шумный Нью-Йорк… Словом, причин ожидать провала или по крайней мере досадного проходняка было предостаточно. Удивительным образом «Крик 6» не только не роняет планку, но и оказывается шагом вперед по всем параметрам.

Шрамы прошлого
На фоне текущей панорамы киноужасов серия «Крик» выглядит пришелицей из другой эпохи — последней из могикан. Иные линейки слэшеров с годами превращались в самопародии, увязали в болоте из спорных перезапусков и ремейков, или в лучшем случае перебирались на малые экраны. Но эта франшиза была особенной с момента своего рождения. В 1996 году Уэс Крейвен революционизировал традиционный слэшер, под завязку нагрузив его постмодернисткими заморочками: герои фильма в диалогах разбирали по полочкам правила жанра и высмеивали клише ужастиков, при этом находясь внутри самой что ни на есть жанровой резни со всеми ее традиционными аттрибутами, вроде убийцы в маске, провинциального сеттинга, тупых озабоченных подростков, неожиданных воскрешений и непременно выживающей final girl. По пути доставалось всем — и сердобольным моралистам, обвиняющим жестокие фильмы в дурном влиянии на детей, и самим фильмам, и, конечно, зрителям, спешащим записать ужастики в категорию низкого и безыдейного кино.

Концовка первого «Крика» до сих пор во многом остается вершиной жанра
Маэстро хоррора, ранее давший экранную жизнь Фредди Крюгеру, продолжал свою интеллектуальную игру все 90-е на протяжении оригинальной трилогии. А последний свой аккорд исполнил в 2011 году, представив новый взгляд на франшизу в четвертой части, которую остроумно нарек «криквелом», совместив в ней черты прямого сиквела и ремейка, а заодно и потешаясь над вереницей голливудских перезапусков, тщетно пытающихся осовременить кинонаследие XX века. Смелый и непонятый многими на премьере «Крик 4» — образец того, как нужно переизобретать себя. Финальный выстрел в очередного маньяка под маской призрака Сидни Прескотт приправляла метким ванлайнером: «Ты забыл(а) главное правило ремейка — не трожь оригинал». К чести перехватившего эстафету у покинувшего нас Уэса Крейвена дуэта режиссеров Мэтта Беттинелли-Олпина и Тайлера Джиллетта («Пришествие Дьявола», «Я иду искать»), они этот урок явно усвоили. Новые авторы не паразитируют на наследии великого предшественника, а идут своим путем. И пока что каждая их новая попытка оказывается убедительнее предыдущей.

«Всем было плевать, кто я, пока я не надел маску...»
Их первый заход во франшизу во многом можно было упрекнуть. Местами — в излишней и грубоватой цитатности. Местами — в явной вторичности по отношению к той же четвертой части. Местами — в недостаточной смелости. Местами — в откровенной пошлости. «Крик» всегда был рефлексией на тему состояния жанра, и прошлогодний фильм просто обязан был коснуться темы пафосных новой волны претенциозных ужастиков, которые в прессе пафосно величают «возвышенными хоррорами», а на деле зачастую они оказываются лишь пережевыванием давно отработанных тропов, поданных как нечто революционное. Тут бы новому «Крику» и проехаться по ним катком из деконструкции и иронии, показать, кто в жанре папочка! Вместо этого новая «девочка, которая выжила» в исполнении юной звезды Дженны Ортеги поносила старые хорроры на чем свет стоит, а победу над одержимым слэшерами маньяком сопровождала фразой «“Бабадук” лучше!». Это не интеллектуальная война против всех, которую всегда вел в своих фильмах Крейвен, а преждевременная капитуляция.

Знатоки серии распознают знакомые лица уже на промо-скриншотах
Странновато смотрелась и попытка объединить в одном фильме новый набор героев-школьников с ветеранами франшизы Сидни (Нив Кэмпбелл), Гейл (Кортни Кокс) и Дьюи (Дэвид Аркетт) — задача, которую Крейвен ранее решил блестяще. Старая гвардия кажется чужой на этом празднике зумеров, Сидни, всегда бывшая катализатором сюжета и украшением серии, вовсе оказывается отрезанной от действия на протяжении большей части хронометража. Но все же авторы удачно играли на приятном чувстве ностальгии и выкатили несколько действительно впечатляющих, хотя местами и затянутых, кровавых сцен. За четвертьвековую историю серия так и не допустила ни одного откровенного промаха (одноименный сериал от MTV удостоим презрительным забвением). Но уж потеря Нив Кэмпбелл и переход на ежегодный формат обязаны были ударить по качеству? Как бы не так!

В городе никто не услышит твой крик
«Крик 6» на фоне пятой части — это прямо-таки образцовая работа над ошибками по всем статьям. Вам было мало свежих идей? Первая же сцена нарушает все каноны франшизы и шокирует зрителя чередой шокирующих откровений, а последующие столкновения компании героев с убийцей пестрят оригинальными режиссерскими идеями. Старые герои казались ни к селу, ни к городу? Гейл Уэзерс в исполнении нестареющей Кортни Кокс на пару с еще одним вернувшимся персонажем принимают активнейшее участие в развитии сюжета и регулярно дают повод порадоваться за свою форму. Отсылки были слишком прямолинейными? Шестой «Крик» регулярно подмигивает знатокам серии куда более тонкими и приятными референсами — фанатов «Крика 2» ждут особенно приятные сюрпризы. Не хватало толковой рефлексии в отношении жанра? Тут у нас хоть и не уровень Уэса Крейвена, но и в этом компоненте виден какой-то рост.

Сцена в «музее» — кладезь отсылок на все фильмы саги
При этом, что для многих окажется даже важнее, «Крик 6» оказывается попросту отличным жанровым слэшером. Его с удовольствием можно посмотреть просто как динамичный кровавый ужастик без всяких вышеперечисленных «излишеств». Маньяк с ножом, до последних мгновений скрывающий лицо под маской, воспринимается не как карикатурный убийца из фильмов прошлого, а как реальная угроза — бегает как олимпийский спринтер, язвит в трубку как мамкин пранкер и совершенно не стесняется проливать галонами кровь бестолковных подростков и не только — показатель time to kill у него тут, кажется, рекордный за всю франшизу. Любопытно, что в столкновении с той же Гейл киллер словно бы в знак уважения ведет себя по привычным правилам — прячется в тенях и орудует преимущественно холодным оружием. А вот в обращении с молодняком такие манеры ни к чему. В одной из первых напряженных сцен пара героинь решает скрыться от убийцы в полном посетителей магазинчике — дескать, по канонам жанра туда он точно не сунется! Следующая за этим кровавая баня даст фору любому классическому слэшеру. Тем более, что тут «Призрачное лицо» в кои-то веки не чурается взять на вооружение огнестрел.

На перестрелку с ножом новый Гоустфейс точно не придет
Блестяще выстреливает и главная концептуальная задумка авторов — новый сеттинг в виде никогда не спящего Нью-Йорка. Решение довольно рисковое, достаточно вспомнить, какое ведро помоев вылилось на зрителей в фееричной ленте «Джейсон штурмует Манхэттен» —  восьмой части другой долгоживущей франшизы ужастиков «Пятница 13-е». Но что ни говори, слэшер куда уютнее чувствует себя в отрыве от цивилизации. Хотя идея понятна — показать целевой аудитории, что ужас не где-то там в лагере у Лазурного озера или в провинциальном Вудсборо, а прямо под боком — на улице, в транспорте или даже прямо в твоей квартире. «Крик» отчасти уже пытался сыграть на этом поле в третьей части, где действие переехало в Голливуд. Но новая лента ставит своей принципиальной задачей показать — от настоящего зла тебя не спасет ни заливающий улочки свет, ни оживленная толпа, ни современные гаджеты. Что уж говорить о таких глупостях, как дверные засовы.
Кульминацией этого становится роскошная сцена в метро, которой нас дразнили во всех трейлерах. Действие происходит на Хэллоуин, поэтому весь вагон наряжен в пугающие костюмы, среди которых можно увидеть сразу пяток знакомых масок. Герои знают, что убийца рядом, но не представляют, откуда ждать удар. А он обязательно случится. Мигающий свет, тряска вагонов и блестящая операторская работа мастерски выдерживают напряжение. Кажется, что авторы сами оказались малость ослеплены красотой этой сцены, потому что в конечном итоге она кажется малость затянутой — эта болячка тянется за режиссерским дуэтом еще с прошлой части. Но в данном случае простить им этот недочет оказывается куда проще.

«На следующей выходите? А какой ваш любимый ужастик?»

Миллениалы изобрели слэшер
Главной же проблемой шестого «Крика» остается новый набор персонажей. Из прошлой части вернулись две пары родственников: близнецы Сэм (Мелисса Баррера) и Тара (Дженна Ортега), а также девочка-гик Минди (Джасмин Савой Браун) с братом-качком, которого неиронично зовут Чад (Мейсон Гудинг). В диалогах эти ребята сами гордо зовут себя «основной четверкой» и по части занимаемого хронометража это звание отстаивают с лихвой. Беда в том, что средняя харизма этой компании ощутимо уступает той же Гейл. Претензии есть не ко всем. Скажем, любимица зрителей Ортега в одиночку вытягивает несколько сцен, а Минди со своим запасом знаний о хоррорах и острым языком неплохо справляется с обязательной для франшизы ролью рушащего четвертую стену знатока жанра, которую в прошлом играл Рэнди в исполнении Джейми Кеннеди. Но вот Мелисса Баррера, которую тут выставляют на роль главной героини, в основном чередует режим истерики с каменным лицом — на новую Сидни Прескотт такой перформанс тянет едва ли.

Пучить глаза у Ортеги тоже получается лучше
Второстепенные персонажи оказываются еще более серыми и мало того что не могут похвастаться даже какой-либо интересной динамикой в отношениях с основной командой, но даже в диалоги с ними вступают лишь по большим праздникам. Доходит до смешного — один из таких захожан натурально оказывается аналогом вечно не к месту появляющегося мальчика с сачком из «Добро пожаловать...» Элема Климова: никто его толком не знает, но он почему-то всегда трется рядом. Остается только сказать: «Иди, иди отсюда!». При всем этом потеря Нив Кэмпбелл обходится фильму на удивление малой кровью. Ее героиню не вычеркнули из мифологии серии, и даже не раз вспоминают добрым словом. Но за весь фильм ни разу не возникает ощущения, что Нив не хватает в кадре. Можно этому огорчаться или радоваться, но серия помнит свое прошлое и при этом живет настоящим.

Зато Гейл по-прежнему дает жару. Подвиньтесь, дилетанты!
Ну и конечно, очередной «Крик» не мог обойтись без эпичной развязки, в которой личность и мотивы маньяка наконец оглашаются на весь кинотеатр — все-таки, в сериале всегда присутствовали нотки детектива, есть они и в новой части. И не сказать, что она получилась какой-то выдающейся. Она точно не худшая во франшизе, в этом с третьем фильмом бороться сложно. Но насмотренный зритель наверняка угадает хотя бы пару из череды финальных откровений. А с привычными для жанра тропами, вроде неожиданных воскрешений, местами выходит перебор. К счастью, любим мы «Крики» все равно не за это. Формула франшизы претерпела очередное обновление, но вновь доказала свою состоятельность. Одна из особенно надменных героинь прошлых частей в какой-то момент воскликнула: «Болтливые тинейджеры разбирают фильмы ужасов, пока их всех одного за другим режут на кусочки — да все это постмодернистское дерьмо устарело еще в 1996-ом!». Разумеется, она уже давно получила нож под ребра. И поделом.
Почему стоит смотреть:

После неоднозначной пятой части «Крик» снова удивляет и завораживает
Изобретательные, кровавые и захватывающие сцены столкновения с убийцей
Остроумные и уважительные отсылки к предыдущим частям
Это удачный «слэшер в большом городе»
Потеря главной звезды переживается франшизой как легкая царапина

Что портит удовольствие:

Детективная составляющая оказывается до обидного предсказуемой
Новая «главная» героиня по харизме сравнима с батоном белого хлеба
Привычные для жанра тропы кому-то могут показаться избыточными
Парочка слишком затянутых сцен
Это шаг вперед, но все еще не уровень Уэса Крейвена



Источник новости: gameguru.ru

DimonVideo
2023-03-21T21:15:04Z

Здесь находятся
всего 0. За сутки здесь было 0 человек
Яндекс.Метрика