Большая часть живых существ на Земле живёт под землёй

Биологи определились с наиболее богатой видами средой обитания на Земле - и это не океаны, не тропические леса и не болота. Большая часть жизни на Земле обитает (по крайней мере, частично) в почве под нашими ногами.

«Почва, вероятно, является домом для 59% живых организмов, включая всех, от микробов до млекопитающих, что делает её единственной наиболее биологически разнообразной средой обитания на Земле», - считают в своём новом исследовании эколог Марк Энтони и его коллеги. Исследование было опубликовано в журнале PNAS.

Почва состоит из минералов, уловленных газов, жидкостей и органических веществ и покрывает большую часть суши на Земле. Однако, несмотря на её важность, мы до сих пор очень мало знаем о «живой коже» Земли.

«Организмы, обитающие в почве, оказывают огромное влияние на баланс нашей планеты, - сказала Фиби Уэстон (Phoebe Weston) из швейцарской организации Agroscope, занимающейся сельскохозяйственными исследованиями, в интервью газете Guardian. - Их биоразнообразие имеет значение, поскольку жизнь в почве влияет на обратную связь с изменением климата, глобальную продовольственную безопасность и даже здоровье человека».

Проанализировав предыдущую литературу, Энтони и его коллеги обнаружили, что 88% бактерий, 85% растений и 90% грибов ведут своё существование в этом тонком и хрупком слое. С другой стороны, только около 4% из 6500 видов млекопитающих отважились вырыть себе дом в этой грязи.

В почве обитает от 4% млекопитающих до 98,6% горшечных червей.

Несмотря на значительную погрешность, общая цифра в 59% биоразнообразия (плюс-минус 15%) в почвах Земли, скорее всего, является заниженной, учитывая то, как мало мы знаем о почвенных экосистемах, поясняют исследователи. Сюда даже не входят оценки вирусов-бактерий, которые доминируют в почве с таким невероятным разнообразием, что оставляют далеко позади всю остальную живность.

Наибольший процент видов, зависящих от почвы, приходится на мелких родственников дождевых червей - Enchytraeidae (98,6%). Большинство из них обитает в верхних 5 см почвы, охотясь на бактерии, грибы и органические вещества. Однако, несмотря на широкую распространённость этих животных, а также их использование в качестве приманки, они малоизвестны.

Ещё меньше мы знаем о более глубоких слоях почвы. «Часто игнорируемые глубокие почвы... содержат множество уникальных линий по сравнению с поверхностными почвами», - поясняют Энтони и его коллеги.

Новая оценка биоразнообразия в два раза превышает предполагаемую ранее, несмотря на то, что группа исследователей включала только те группы живых организмов, которые имеют наибольшее количество видов. Эта неожиданно богатая среда обитания определяет многие системы жизнеобеспечения Земли, от связывания углерода до распределения воды. Почвы также фильтруют загрязняющие вещества и способствуют росту 95% наших продуктов питания.

Однако почвы по всему миру теряются в результате эрозии, изменяются под воздействием пожаров и загрязнения. Согласно недавнему отчёту, около 65% почв Европы находятся в нездоровом состоянии.

Многие красивые жуки начинают свою жизнь в почве, как, например, этот, перекусывающий корнями.

Более того, то, как мы изменили землю над почвами, вероятно, изменило биологический состав многих почв и, в свою очередь, их функционирование. Например, ехидны в естественной австралийской среде обитания ежегодно перерабатывают более 7 т почвы, но урбанизация и сельское хозяйство вытеснили их из многих районов, ограничив этот важный круговорот. Это привело к изменению состава микроорганизмов в почве и снижению её способности накапливать углерод. Масштабы биологической деградации почв - ещё одна большая неизвестность.

«Я думаю об этом как о переписи населения, - сказал Энтони Меган Бартелс в интервью журналу Scientific American. - Надеюсь, мы сможем использовать полученные результаты для того, чтобы направить больше энергии на сохранение и восстановление почв, поскольку в настоящее время мы этим не занимаемся».

2023-08-17T22:50:02Z