На спутнике Юпитера обнаружили углекислый газ, источник которого неизвестен

Углекислый газ, обнаруженный на луне Юпитера - Европе, поступает из огромного океана под её ледяной оболочкой, как показали в четверг исследования, проведённые с помощью космического телескопа "Джеймс Уэбб". Это даёт надежду на то, что в скрытой подо льдом воде может существовать жизнь.

Учёные уверены, что на километровых глубинах под ледяной поверхностью Европы находится огромный океан солёной воды, что делает эту луну главным кандидатом на существование внеземной жизни в нашей Солнечной системе. Однако определить, содержит ли этот скрытый океан необходимые химические элементы для поддержания жизни, оказалось непросто.

Углекислый газ - один из основных компонентов жизни - был обнаружен на поверхности Европы, но вопрос о том, поднялся ли он из океана, расположенного под ней, остаётся открытым. Стремясь найти ответ на этот вопрос, две группы исследователей под руководством американских учёных использовали данные спектрометра ближнего инфракрасного диапазона телескопа Webb для картирования CO2 на поверхности Европы и опубликовали свои результаты в отдельных исследованиях в журнале Science.

Больше всего CO2 оказалось в области шириной 1800 км под названием Тара Реджио, богатой хаотичным рельефом с неровными хребтами и трещинами. Что именно создаёт такой рельеф, не совсем понятно, но одна из теорий гласит, что тёплая вода из океана поднимается вверх, растапливая поверхностный лёд, который затем со временем вновь замерзает, образуя новые неровные хребты. В первом исследовании на основе данных "Уэбба" рассматривается вопрос о том, мог ли CO2 поступать не из океана, а откуда-то ещё - например, из метеорита.

Саманта Трамбо, планетолог из Корнельского университета и ведущий автор исследования, сообщила AFP, что они пришли к выводу, что углерод "в конечном итоге был получен из недр, вероятно, из внутреннего океана". Однако исследователи не исключают, что углерод попал в недра планеты в виде карбонатных минералов, похожих на горные породы, которые в результате облучения могли распасться и превратиться в CO2.

В Тара Реджио также обнаружена поваренная соль – она желтее остальных, белых равнин Европы, и учёные полагают, что она также может происходить из океана. "Итак, теперь у нас есть соль, есть CO2: мы начинаем немного больше узнавать о том, как может выглядеть этот внутренний химический состав", - сказала Трамбо. Второе исследование, проведённое на основе тех же данных Webb, также показало, что "углерод поступает из недр Европы".

Исследователи под руководством НАСА также надеялись обнаружить шлейфы воды или летучих газов, вырывающиеся из поверхности Луны, но так их и не нашли.

Две крупные космические миссии планируют поближе познакомиться с Европой и её загадочным океаном – Juice от ЕКА, запущенная в апреле, и Europa Clipper от НАСА, запуск которой запланирован на октябрь 2024.

2023-09-27T02:50:02Z