Биологи считают, что морские звёзды – это, по сути, головы без тел

Морские звёзды - странные морские обитатели, живущие по своим правилам. Они безмозглые, бескровные, переваривают пищу снаружи и регенерируют части тела.

Но всё это не самое жуткое в них. Согласно новому анализу экспрессии их генов, у морских звёзд и других иглокожих отсутствует архитектура настоящего тела. По сути, это просто подвижные головы, которые обрели способность ползать, утверждает группа исследователей под руководством биологов Лорана Формери и Криса Лоу из Стэнфордского университета. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

"С точки зрения компоновки эктодермы, - пишут исследователи в своей работе, - иглокожие в основном являются головными животными". Иглокожие - это не только морские звёзды, но и морские ежи, песчаные доллары, морские огурцы - довольно распространены в тех частях океана, где часто бывают люди, поэтому мы не склонны считать их чем-то необычным. Но они сильно отличаются от других животных. Симметрия их тела (как правило) пятикратная, а не двусторонняя "лево-право", как у большинства животных.Микротомограмма морской звезды с изображением пищеварительной системы (жёлтый цвет), нервной системы (синий цвет), мышц (красный цвет) и водной сосудистой системы (фиолетовый цвет).

Самая древняя из известных в ископаемом состоянии морских звёзд предшествует самым ранним динозаврам более чем на 200 млн лет, так что, что бы они ни делали, у них это получается очень и очень хорошо. Но из-за странной симметрии их тело трудно понять.

"То, как различные части тела иглокожих соотносятся с теми, которые мы видим у других групп животных, остаётся загадкой для учёных уже столько времени, сколько мы их изучаем", - говорит эволюционный биолог Джефф Томпсон из Саутгемптонского университета (Великобритания).

"У их двусторонних родственников тело разделено на голову, туловище и хвост. Но, глядя на морскую звезду, невозможно понять, как эти части соотносятся с телом билатеральных животных".

Исследователи провели молекулярное исследование, чтобы выяснить, какое место занимают иглокожие в большой группе животных, включающей как позвоночных, так и иглокожих.

Поскольку вторичноротые произошли от общего предка много миллионов лет назад, исследователи решили, что смогут проследить путь эволюции иглокожих.

Исследование проводилось на одном из видов морских звёзд - Patiria miniata, или морской летучей мыши.

Они использовали РНК-томографию и метод гибридизации in situ, при котором учёные локализуют точные последовательности ДНК и РНК в образце ткани. На основе этой информации была создана трёхмерная карта экспрессии генов в теле морской звезды по мере её роста.

Они исследовали ряд транскрипционных факторов, которые у билатеральных животных участвуют в развитии тела существа спереди назад, что называется передне-задним компоновкой. Эти гены были найдены у морской звезды; они способствуют развитию рук, начиная примерно со средней части и заканчивая кончиком.

Но при этом было обнаружено вопиющее упущение. У других вторичноротых существует набор генов, помогающих развитию туловища.

"Когда мы сравнили экспрессию генов у морской звезды с другими группами животных, например, позвоночными, оказалось, что важнейшая часть плана тела отсутствует", - поясняет Томпсон.

"Гены, которые обычно участвуют в формировании туловища животного, не экспрессируются в эктодерме. Похоже, что весь план тела иглокожих примерно эквивалентен голове у других групп животных".Данные по экспрессии генов, раскрывающие развёртывание передне-задней компоновки у морских летучих мышей.

Эволюцию иглокожих было трудно понять, основываясь лишь на форме их тела (или головы). Новое исследование позволяет предположить, что когда-то у иглокожих, возможно, были инструменты для развития тела, но они отказались от них на каком-то этапе своей долгой истории.

Однако новые открытия дают учёным новые инструменты для понимания того, почему они стали такими, и для интерпретации любых окаменелостей, найденных за много веков до нашей эры.

"Наше исследование говорит о том, что план тела иглокожих развивался более сложным образом, чем считалось ранее, и нам ещё многое предстоит узнать об этих интригующих существах", - говорит Томпсон. "Как человек, изучавший их в течение последних десяти лет, скажу, что эти результаты радикально изменили моё представление об этой группе животных".

2023-11-03T00:50:02Z