У Земли нашли загадочное «сердцебиение», которое происходит каждые ~27 млн лет

За последние 260 млн лет появились и исчезли динозавры, Пангея разделилась на континенты и острова, которые мы видим сегодня, а человек быстро и необратимо изменил мир, в котором мы живём.

Но, похоже, Земля не теряла времени. Исследования древних геологических событий показывают, что на нашей планете каждые 27 млн лет или около того происходит медленное, устойчивое "сердцебиение" геологической активности.

Этот пульс сгруппированных геологических событий - вулканической активности, массовых вымираний, реорганизации плит и повышения уровня моря - невероятно медленный, 27,5-миллионнолетний цикл катастрофических подъёмов и спадов. Но, к счастью для нас, исследователи считают, что до следующего "импульса" ещё 20 млн лет.

"Многие геологи считают, что геологические события случайны во времени", - сказал Майкл Рампино, геолог из Нью-Йоркского университета и ведущий автор исследования, в своём заявлении от 2021 года. "Однако наше исследование предоставляет статистические доказательства наличия общего цикла, что позволяет предположить, что эти геологические события коррелируют, а не являются случайными".

Группа исследователей провела анализ возраста 89 хорошо известных геологических событий за последние 260 млн лет. Исследование опубликовано в журнале Geoscience Frontiers.

Как видно из приведённого ниже графика, времена были суровые - более восьми таких событий, меняющих мир, сгруппировались в геологически малые промежутки времени, образовав катастрофический "импульс".

"Эти события включают в себя периоды вымирания морских и неморских организмов, крупные океанические аноксические явления, извержения континентальных базальтовых потопов, колебания уровня моря, глобальные импульсы внутриплитного магматизма, изменения скорости раздвижения морского дна и реорганизацию плит", - пишут авторы в своей работе. "Наши результаты свидетельствуют о том, что глобальные геологические события в целом коррелируют между собой и, по-видимому, происходят импульсами, имеющими в основе ~27,5 млн летний цикл".

Исследования потенциальной цикличности геологических событий ведутся геологами уже давно. Ещё в 1920-30-е годы учёные той эпохи предполагали, что геологическая летопись имеет 30-миллионный цикл, а в 1980-90-е годы исследователи использовали наиболее датированные на тот момент геологические события, чтобы получить диапазон продолжительности между "импульсами" от 26,2 до 30,6 млн лет.

Теперь, похоже, всё встало на свои места - 27,5 млн лет находятся как раз там, где мы и ожидали. В опубликованном в конце 2020 г. исследовании тех же авторов высказывается предположение, что именно на этой отметке в 27,5 млн лет и происходят массовые вымирания.

"Эта работа довольно хороша, но на самом деле я считаю, что более удачной работой по этому явлению была [работа 2018 года] Мюллера и Дуткевича", - сказал в 2021 году в интервью ScienceAlert тектонический геолог Алан Коллинз из Университета Аделаиды, который не принимал участия в этом исследовании.

В той работе 2018 года, написанной двумя исследователями из Сиднейского университета, рассматривался углеродный цикл Земли и тектоника плит, и также был сделан вывод о том, что цикл длится около 26 млн лет.

Коллинз пояснил, что в последнем исследовании многие события, которые рассматривала группа, являются причинно-следственными, т.е. одно непосредственно вызывает другое, поэтому некоторые из 89 событий связаны между собой: например, аноксические явления, вызывающие вымирание морской фауны.

"При этом, - добавил он, - цикличность в 26-30 млн лет, похоже, действительно существует, причём в течение более длительного периода времени, но также неясно, что является её первопричиной!"

В других исследованиях Рампино и его сотрудников высказывается предположение, что причиной могут быть удары комет, а один из исследователей космоса даже предположил, что в этом виновата Девятая планета.

Но если у Земли действительно есть геологическое "сердцебиение", то оно может быть вызвано чем-то более близким к нам. "Эти циклические импульсы тектоники и изменения климата могут быть результатом геофизических процессов, связанных с динамикой тектоники плит и мантийных плюмов, или, наоборот, могут быть обусловлены астрономическими циклами, связанными с движением Земли в Солнечной системе и Галактике", - пишет группа исследователей в своём исследовании.

2023-11-14T00:50:02Z