Загадочная звезда в центре Млечного Пути, возможно, прибыла к нам из другой галактики

Внегалактическая звезда S0-6 и её положение всего в 0,04 световых годах от Стрельца А*

В центре Млечного Пути вращается рой звёзд, сопровождающих сверхмассивную чёрную дыру. Это звёзды S-типа, и они частенько удивляют астрономов. Не последнюю роль в загадках, связанных с ними, играет их происхождение.

Считается, что ситуация в окрестности сверхмассивной чёрной дыры слишком экстремальна и хаотична для образования новых звёзд, поэтому астрономы полагают, что все звёзды, которые там находятся, прибыли в эту зону откуда-то ещё.

Команда под руководством астрофизика Сёго Нишиямы из Образовательного университета Мияги определила происхождение одной из таких звёзд, названной S0-6, и обнаружила, что она явно не местная.

На самом деле S0-6, похоже, родом совсем не из Млечного Пути, что делает её первой звездой в галактическом центре с внегалактической историей происхождения.

Звёзды S-типа вращаются по длинным эллиптическим орбитам вокруг сверхмассивной чёрной дыры Стрелец А* и развивают умопомрачительные скорости. Самая быстрая звезда, найденная в Млечном Пути на сегодняшний день, развивает скорость до 24 000 километров в секунду.

Используя телескоп Субару, оптико-инфракрасную обсерваторию на Гавайях, японские астрономы тщательно изучали S0-6 в течение 8 лет.

Сначала они измерили скорость и траекторию звезды, обнаружив ускорение, которое подтверждает её орбиту вокруг Стрельца А*. S0-6 находится всего в 0,04 светового года от чёрной дыры.

Затем они провели тщательный анализ света, излучаемого звездой, и нашли более яркие и более тёмные линии в её спектре. Эти линии создаются элементами, которые поглощают и излучают свет определённой длины волны, и таким образом могут раскрыть химический состав самой звезды.

Поскольку в старых звёздах количество тяжёлых элементов меньше, чем в молодых, эта информация может помочь астрономам определить возраст звезды. Но состав звезды также может помочь определить её происхождение, поскольку звёзды, рождённые в одном и том же месте в одно и то же время, обычно имеют схожие химические профили.

Спектр S0-6, как выяснили исследователи, содержит довольно мало тяжёлых элементов, что позволяет оценить возраст звезды примерно в 10 миллиардов лет.

Но количество и соотношение этих элементов наиболее схожи со звёздами за пределами Млечного Пути, а именно со звёздами в карликовых галактиках, таких, как карликовая сфероидальная галактика Стрельца и Малое Магелланово Облако.

В настоящее время эти галактики очень медленно поглощаются Млечным Путём, поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые из их звёзд могут оказаться у нас в гостях. Мы знаем, что за 13,6 миллиарда лет своей жизни Млечный Путь поглотил немало других галактик.

В пределах Млечного Пути существует множество реликтов этих поглощённых галактик. S0-6 представляет собой первое наблюдательное свидетельство того, что их остатки могли проделать путь к галактическому центру.

Это ещё предстоит подтвердить, но, по крайней мере, мы знаем, что химическая эволюция S0-6 сильно отличалась от эволюции других звёзд в галактическом центре. Конечно, как и всегда, необходимо провести дополнительные исследования.

«Действительно ли S0-6 возникла за пределами галактики Млечный Путь? — говорит Нишияма. — Были ли у неё спутники, или она путешествовала в одиночку? С помощью дальнейших исследований мы надеемся разгадать тайны звёзд вблизи сверхмассивной чёрной дыры».

2023-12-11T14:50:03Z