Обнаружены самые древние следы человека в Европе — люди жили в Карпатах 1,4 миллиона лет назад

Древнейшее поселение человека в Европе находилось на территории Закарпатья

До последнего момента возраст древнейших орудий труда, найденных на территории Европы, составлял 1,1-1,2 миллиона лет. Они были обнаружены на территории Франции и Испании. Разумеется, речь идет не о Homo Sapiens, и даже не о неандертальцах, а более древнем ископаемом виде, который был прямым предком человека разумного. Недавнее исследование показало, что эти древние люди пришли в Европу еще раньше — они поселились на территории Карпат более 1,4 миллиона лет назад. Об этом говорит датировка древних орудий, обнаруженных еще в 80-х годах в поселке Королево в Закарпатской области.

Следы древних людей в Карпатах

Древние каменные орудия были обнаружены при раскопках в 70-х и 80-х годах, которые велись на стоянке Королева Закарпатской области. На этом участке советские археологи обнаружили поселение древних гоминид, которые жили в течение длительного времени. Об этом говорит наличие нескольких культурных слоев.

Среди артефактов были обнаружены рубила, чопперы, ядрища, отщепы и пр. Предположительно, каменные орудия принадлежали культурам людей нижнего палеолита. Это были сравнительно простые инструменты.

Каменное орудие, обнаруженное на стоянке в Королево

Изначально при датировании находок археологи ориентировались на магнитные характеристики прослоек грунта, в которых были обнаружены артефакты. Тогда исследования показали, что возраст орудий труда составляет 900 тысяч лет. Это делало их одними из самых древних в Европе, но не самыми древними. Как уже было сказано выше, орудия труда, обнаруженные во Франции и Испании были старше. Однако технологии датировки, применяемые 30-40 лет назад нельзя назвать точными.

Самые древние каменные орудия в Европе

Европейские палеонтологи и геологи решили повторно датировать находки со стоянки Королево, чтобы более точно выяснить их возраст. Для этого они использовали технологию, основанную на космогенных нуклидах — редких изотопах, образующихся при столкновении высокоэнергетических космических лучей с химическими элементами в минералах на поверхности Земли.

Как не сложно догадаться, в недрах Земли космогенные нуклиды не накапливаются. Они возникают только тогда, когда минерал находится на поверхности, то есть когда космические лучи взаимодействуют с атомами стабильного азота-14 и магния-26. Изменения концентрации этих космогенных нуклидов в находках и грунте, который находится выше, могут очень точно показать, как давно минерал был “захоронен” в слоях грунта.

Участок в Закарпатье, где проводились раскопки

Рассчитав соотношение космогенных нуклидов в слое отложений, команда обнаружила, что возраст артефактов составляет 1,4-1,42 миллиона лет. Об этом авторы работы сообщают в журнале Nature.

Люди мигрировали с Кавказа в Европу

Новое датирование показало, что каменные орудия, обнаруженные в Карпатах, являются самыми древними в Европе, но не самыми древними орудиями человека из когда-либо обнаруженных ранее. Например, возраст каменных орудий труда, найденных на Кавказе, составляет 1,78-1,85 млн лет.

Таким образом, сделанное открытие покрывает временной разрыв, между людьми, жившими на Кавказе 1,78-1,85 млн лет и в Европе 1,1-1,2 млн лет назад. Оно стало вещественным доказательством того, что центральные и восточные регионы Европы заселили группы древних людей, пришедших с востока, а не с юга.

Карта миграции древних людей

Какие люди жили в Карпатах полтора миллиона лет назад

По мнению ученых, предками людей, живших в Карпатах, были популяции Homo erectus (человека прямоходящего, который является непосредственным предком современных людей), поселившиеся на территории Ближнего Востока 8 млн лет назад. Следы этих людей ранее были обнаружены в нескольких регионах Леванта. Ученые считают, что эти люди стали проникать в Европу через Анатолию в период очередной межледниковой эпохи. Благодаря теплому климату, Homo erectus смогли распространиться далеко на север. Миграция происходила через Среднедунайскую низменность.

Переходите по ссылке на наш ДЗЕН КАНАЛ. Мы подготовили для вас множество интересных, захватывающих материалов, посвященных науке.

Также исследователи надеются, что будущие раскопки и обнаруженные артефакты позволят понять, как долго человек прямоходящий находился в Европе в ледниковый период. Эта информация очень важна, так как позволит раскрыть историю возникновения общих предков современных людей, неандертальцев и денисовцев.

Напоследок предлагаем ознакомиться с другой, не менее интересной находкой — мастерской по производству каменных орудий, возрастом 1,2 миллиона лет. Она была обнаружена археологами на территории Эфиопии.

2024-03-11T20:14:05Z