Астрономы заметили диск, вращающийся вокруг звезды в другой галактике

Изображения MUSE и ALMA, раскрывающие диск в системе HH 1177. (ESO/ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/A. McLeod et al.)

Недавно астрономы заметили признаки протяжённого диска из пыли и газа, вращающегося по орбите вокруг далёкой звезды. Хотя это явление является нормальным этапом развития звезды и её планетарной системы, но эта находка настолько впечатляет, что это первое явление, которое мы наблюдаем вокруг звезды в совершенно другой галактике, за пределами нашей собственной. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Объект был обнаружен в Большом Магеллановом Облаке — карликовой галактике, удалённой от Млечного Пути примерно на 179 000 световых лет. И хотя, казалось бы, здравый смысл подсказывает, что процессы звёздообразования универсальны, нам не удавалось раньше наблюдать за их превратностями за пределами нашей родной галактики.

"Когда я впервые увидела свидетельства наличия вращающейся структуры в данных ALMA, я не могла поверить, что мы обнаружили первый внегалактический аккреционный диск. Это был особенный момент", — сказала астроном Анна Маклеод из Даремского университета (Великобритания), когда результаты исследования были опубликованы в ноябре.

"Мы знаем, что диски играют важную роль в формировании звёзд и планет в нашей галактике, и вот впервые мы видим прямое доказательство этого в другой галактике".Как художник представляет себе недавно обнаруженный диск

Маклеод и её коллеги начали кампанию по поиску внегалактического звёздного диска, когда данные, полученные прибором Multi Unit Spectroscopic Explorer (MUSE) на Очень большом телескопе, обнаружили признаки джета в системе под названием HH 1177.

Это тоже признак звёздообразования: часть материала, вращающегося вокруг формирующейся звезды, уносится вдоль линий её магнитного поля к полюсам, где выбрасывается в космос в виде мощной струи.

Исследователи хотели выяснить, можно ли обнаружить диск в пыльном сердце звёздообразования, поэтому они использовали ALMA для поиска признаков вращения. Это можно заметить по тому, как длина волны света укорачивается, когда источник притягивается к нам, и удлиняется, когда он оттягивается.

"Частота света меняется в зависимости от того, насколько быстро газ, излучающий свет, движется к нам или от нас", — объясняет астроном Джонатан Хеншоу из Ливерпульского университета Джона Мурса (Великобритания). "Это точно такое же явление, как и то, что происходит, когда звук сирены скорой помощи меняется, проезжая мимо вас, и частота звука переходит от более высокой к более низкой".

2024-08-01T22:50:03Z