Миллионы лет назад Cредиземное море почти полностью высохло. Но почему?

5,5 миллионов лет назад Средиземного моря не существовало. Изображение: substackcdn.com

Окружающая среда на нашей планете постоянно меняется, заставляя миллионы видов приспосабливаться к новым, зачастую суровым условиям. Например, примерно 5,5 миллионов лет назад, в самом конце «золотой эпохи» для млекопитающих (эпохи миоцена), Средиземное море практически полностью высохло. Это геологическое событие под названием Мессинский кризис солености продолжалось по меньшей мере 640 тысяч лет и оставило глубокий след в истории региона. Виной всему, как оказалось, была тектоника плит: бассейн Средиземного моря, зажатый между двумя континентами, которые сегодня продолжают сближаться примерно на два сантиметра каждый год, был отрезан от Атлантики. Из-за засушливого климата региона его воды быстро испарялись, оставляя после себя огромное количество соли.

Мессинский кризис солености — геологическое событие, в ходе которого произошло несколько циклов частичного или полного высыхания Средиземного моря около 5,5 миллионов лет назад.

Как море превратилось в соленое озеро?

Что произойдет с дикой природой, если высушить Средиземное море, превратив его в гигантское соленое озеро? Ответ на этот вопрос беспокоил ученых начиная с 1970-х годов, когда морские геологи и геофизики обнаружили слой соли толщиной от одного до трех километров, залегающий на большей части глубоководных участков Средиземного моря.

Эта находка стала поразительным свидетельством короткого по геологическим меркам периода, когда Средиземное море было изолировано от мирового океана. Засушливый климат региона привел к тому, что морская вода быстро испарялась, оставляя после себя огромное количество соли.

Ученые обнаружили почти миллион кубических километров соли на большей части глубоководных участков Средиземного моря. Изображение: squarespace-cdn.com

Основной причиной Мессинского кризиса солености, как мы знаем сегодня, стало сближение Африканской и Евразийской литосферных плит. Их движение привело к поднятию земной коры в районе Гибралтарского пролива, постепенно уменьшая его глубину и ширину до полного закрытия. В отсутствии притока океанической воды бассейн Средиземного моря оказался изолирован.

Это интересно: Почему Мертвое море такое соленое

Таким образом, Мессинский кризис солености стал крупнейшим событием вымирания на Земле со времен падения Чиксулуба, который уничтожил динозавров, положив конец мезозойской эре 65 миллионов лет назад.

Вымирание морских видов

Чтобы понять, насколько устойчивы морские обитатели перед такими экстремальными событиями, как Мессинский кризис солености, ученые из Венского университета в сотрудничестве с Национальным исследовательским советом Испании и 28 учеными из 25 европейских институтов, проанализировали данные о средиземноморских окаменелостях, относящихся к периоду от 12 до 3,6 миллионов лет назад.

Полученные результаты, опубликованные в журнале Science, показали, что местные морские обитатели практически вымерли, а последующая реколонизация атлантическими видами привела к появлению средиземноморской фауны, более похожей на ту, что находится там сегодня.

Мессинский кризис оказала огромное влияние на обитателей и структуру Средиземного моря. Изображение: springernature.com

Проведя статистический анализ информации из более чем 750 научных работ, авторы исследования задокументировали присутствие в общей сложности 4897 морских видов, обитающих в Средиземном море, 779 из которых являются эндемичными (т.е. жили только в Средиземном море). При этом после кризиса выжили только 86 видов, включая некоторые виды сардин и морских млекопитающих, родственных современным ламантинам и морским коровам.

Все тропические кораллы, которые были в изобилии в Средиземном море до этого катастрофического изменения окружающей среды, исчезли, – отметили авторы научной работы.

Поскольку данные об окаменелостях ограничены и фрагментарны, ученые не могут быть до конца уверенными в том, что некоторые виды обитали исключительно в Средиземном море и не выжили бы за его пределами. Более того, вопрос о том, как смогли выжить некоторые виды в условиях такого мощного экологического кризиса, остается открытым.

Хотите всегда быть в курсе последних новостей из мира науки и высоких технологий? Подписывайтесь на наш канал в Telegram – так вы точно не пропустите ничего интересного!

Тем не менее исследовательской группе удалось установить, что изменения в популяциях являются результатом замещения атлантическими видами после повторного затопления Средиземного моря, а не быстрой адаптации к новой гиперсоленой среде. Другими словами, у жизни не было достаточно времени для адаптации и атлантические виды заменили вымершие.

Огромное количество видов исчезла с лица Земли в результате Мессинского кризиса солености. Изображение: i.turkiyetoday.com

При этом несколько видов, например, большая белая акула и дельфин, появились в Средиземном море только после Мессинского кризиса. Еще интереснее тот факт, что нынешнее богатство фауны Средиземного моря появилось только после повторного затопления – ранее Ионическое и Левантийское моря отличались большим количеством различных видов.

Не пропустите: В каких морях и на каких курортах мира водятся акулы, убивающие туристов

Уроки массового вымирания

Результаты новой научной работы также показали, что для восстановления численности видов потребовалось более 1,7 миллиона лет. Столь медленное восстановление богатства средиземноморских экосистем дает первое подробное количественное представление о том, как дикая природа реагирует на вымирание такого масштаба.

Исследователи отмечают, что нынешнее биоразнообразие в Средиземном море крайне велико благодаря наличию многочисленных эндемичных видов. То же самое было и шесть миллионов лет назад, однако подавляющее большинство эндемичных видов исчезло, когда море оказалось изолировано от Атлантики.

Средиземное море и его обитатели могут многое рассказать о геологических процессах на нашей планете. Изображение: timesofisrael.com

Необходимо также отметить, что геологические процессы на Земле рассказывают ученым намного больше информации о ее прошлом, чем любые лабораторные эксперименты.

Больше по теме: Шестое вымирание уже началось — оно страшнее, чем предполагали ученые

Сегодня, как известно, огромное количество видов животных и растений находится под угрозой исчезновения из-за климатических изменений и загрязнения окружающей среды. Данные нового исследования, в свою очередь, показали, что морская флора и фауна восстанавливается после кризисов медленно и долго.

Последствия кризиса

Последствия Мессинского кризиса солености, очевидно, отразились на растительном покрове и наземных животных. Некоторые виды были вынуждены адаптироваться к новым условиям, что стимулировало эволюционные процессы, а обнажение морского дна, например, создало новые экосистемы, приспособленные к высоким температурам и солености.

Интересно, что когда кризис завершился, тектонические процессы и повышение уровня мирового океана привели к повторному открытию Гибралтарского пролива, став причиной мощного притока воды из Атлантического океана. Так, согласно некоторым моделям, вода могла заполнить высохший бассейн Средиземного моря всего за несколько месяцев или лет, а скорость потока через Гибралтарский пролив достигала 100 метров в секунду, создавая один из самых мощных водопадов в истории Земли.

История Средиземного моря поражает воображение. Изображение: earth.com

Вам будет интересно: Ученые обнаружили шестое массовое вымирание в древнем прошлом Земли

Таким образом, изучение Мессинского кризиса солености имеет важное значение для понимания глобальных геологических и климатических процессов на Земле и служит природным экспериментом, позволяющим изучать реакции экосистем на экстремальные изменения окружающей среды.

Почему история Средиземного интересует ученых?

События 5,5 миллионов лет назад напоминают нам о том, как быстро и кардинально могут меняться природные условия на планете. Хотя причины Мессинского кризиса солености связаны с естественными тектоническими процессами, он демонстрирует уязвимость экосистем к резким изменениям. В контексте современных экологических проблем, таких как изменение климата, изучение этого периода приобретает особую актуальность.

Мессинский кризис солености — одно из самых захватывающих и значимых событий в геологической истории Земли. Изображение: i.turkiyetoday.com

То, что произошло со Средиземным морем 5,5 миллионов лет назад, продолжает вызывать интерес ученых и общественности, напоминая о способности природы самостоятельно преобразовывать планету. Изучение этого периода не только обогащает наше знание о прошлом Земли, но и предоставляет ценные уроки для настоящего и будущего.

2024-09-18T15:14:28Z