Почему некоторые люди заикаются

Заикание и его причины все еще плохо изучены. Источник фото: baltija.eu

В мире более 80 миллионов человек заикаются. Среди них есть много известных людей, например, президента США Джо Байдена и короля рок-н-ролла Элвис Пресли. Заиканием, или логоневрозом, называется дефект речи, при котором нарушается ее плавность, целостность и темп. Примечательно, что заикание бывает разным — одни люди повторяют слова или слоги, другие просто продлевать звуки. Иногда люди просто испытывают прерывания и ступор в речи. Но, в любом случае, это обычно мешает в повседневной жизни. Часто заикание влияет на самооценку человека, затрудняет социальный контакт и имеет другие негативные последствия. Но несмотря на то, что это заикание чрезвычайно распространено, оно все еще очень плохо изучено. В частности, ученые до конца не знают, почему вообще люди заикаются.

Почему возникает заикание

Ученые имеют слишком мало информации, чтобы доказать ту или иную причину заиканий. Все дело в том, что в отличие от многих других нарушений, которые исследуются на животных, заикание можно изучать только на людях.

Если говорить о механизмах заикания, то оно возникает в результате спазмов речевого аппарата — языка, неба, губ или мышц гортани. Иногда у людей возникают судороги дыхания. Однако до конца неизвестно, что вызывает все эти спазмы с точки зрений нейробиологии. Большинство исследователей сходятся во мнении, что логоневроз связан сочетанием различных факторов. К ним относится генетика, окружающая среда человека, а также некоторые изменения в структуре и функциях мозга.

[img]https://dimonvideo.ru/files/newsimg/usernews/hi/357964/img_desc_сhelovek_zaikaetsja.png[/img]

Заикание может развиться даже во взрослом возрасте. Источник фото: hotgeo.ru

По своей природе заикания делятся на два типа — врожденное (генетическое) и приобретенные. К последним относятся заикания после черепно-мозговой травмы, инсульта, в результате болезни Паркинсона и т.д. Также заикание может возникнуть после перенесения инфекционных заболеваний. Часто оно является сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, таких как детский церебральный паралич (ДЦП).

Чем отличается мозг заикающихся людей от тех, кто не заикается

Известно, что заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров головного мозга. Но почему оно возникает? Как уже было сказано выше, одной из причин ученые считают различия в структуре и функциях мозга.

В ходе исследований было обнаружено, что эти различия сконцентрированы лобной извилине и левой двигательной коре. Эти области мозга отвечают за планирование и произнесении слов.

Ученые обнаружили отличия в мозге людей, которые заикаются. Источник фото: rkob.ru

Например, одно из исследований 2016 года показало, что у взрослых заикающихся людей снижен региональный церебральный кровоток в верхней лобной извилине и в центре Брока. Благодаря недавнем исследованию также удалось обнаружить, что заикание может быть связано с нарушением работы сети нейронов в мозге. Эти нейроны связывают три участка мозга, которые участвуют в регуляции эмоций, контроле движений и передаче информации между различными частями мозга.

Самый распространенный вид заикания

Наиболее распространенным и в то же время загадочным является так называемое заикание развития. Оно возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет, но у 90% детей исчезает до наступления зрелости. Ученые имеют несколько гипотез относительно причин развития этого дефекта речи.

Одной из основных причин, скорее всего, является генетика. Согласно некоторым исследованиям, гены ответственны за этот дефект речи более чем в 80% случаев. Ученые даже смогли определить какие именно гены ответственны за заикание.

Чаще всего люди начинают заикаться в возрасте 2-5 лет, но в 90% случаев этот дефект речи проходит сам по себе. Источник фото: drameenent.com

Однако остается неясным, почему мужчины в четыре раза чаще заикаются, чем женщины. Возможно, это связано с тем, что попросту более устойчивы к наследованию заикания.

Как окружающая среда влияет на заикание

Существует мнение о том, что у детей заикание возникает после испуга в раннем возрасте. Это подтверждают многие люди, которые заикаются. Но это не единственный пример того, как окружающая среда влияет на заикание.

Часто конфликты на работе, проблемы в личной жизни, волнение и переутомление усиливает признаки заикания. Более того, по этим причинам могут начать заикаться взрослые люди, которые обычно не заикаются. Также у взрослых людей заикание может возникнуть в результате контузии. Однако чаще всего со временем оно проходит само по себе.

Мужчины в четыре раза чаще заикаются, чем женщины. Источник фото: championat.com

Некоторые условия, наоборот, позволяют людям с данным нарушением речи разговаривать практически без заиканий. Например, это происходит, когда люди находятся в одиночестве.

Помогают ли препараты от заиканий

В настоящее время существуют препараты от заикания, однако они не лечат это нарушение, а лишь позволяют уменьшить заикание. Эффективных методов лечения заикания в настоящее время не существует. Поэтому ученые рекомендуют обществу просто принять заикание как форму вербального разнообразия, а не отклонение, которое необходимо “лечить”.

Обязательно посетите наши каналы Дзен и Telegram, здесь вас ждут самые интересные новости из мира науки и последние открытия!

Это, прежде всего, позволит заикающимся людям не испытывать комплексов по поводу имеющегося дефекта. В результате люди будут меньше заикаться и испытывать по этому поводу дискомфорт.

2024-10-03T15:16:33Z