В каких частях России жили неандертальцы

Неандерталец в России в представлении нейросети

Возможно, многие удивятся тому факту, что на территории нынешней России когда-то жили неандертальцы. Археологические раскопки подтверждают, что эти древние люди обитали в различных регионах вроде отдаленных гор Алтая и Кавказа. Собственно, одним из самых интересных мест, где были обнаружены их останки, является Денисова пещера на Алтае. Помимо самих костей древних людей, ученым удавалось найти созданными ими орудия труда, а также останки умерших от их рук животных. Да, неандертальцы жили не только на территории Европы, и сейчас вы в этом убедитесь!

Денисова пещера на Алтае

Денисова пещера в Алтайских горах — одно из самых значимых мест для изучения древних людей, включая неандертальцев. Хотя пещера известна в первую очередь как место находок денисовского человека, здесь были обнаружены и следы неандертальцев. Именно здесь ученые нашли ДНК, подтверждающую, что неандертальцы и денисовцы не только жили рядом, но и могли взаимодействовать, деля одну территорию на протяжении тысячелетий.

Вход в Денисову пещеру. Источник изображения: wikipedia.org

Неандертальцы жили рядом с денисовскими людьми, и даже вступали с ними в половой контакт. Источник изображения: nsk.kp.ru

Одно из самых удивительных открытий в Денисовой пещере — обломок кости, принадлежавший дочери неандерталки и денисовца, что стало прямым доказательством их скрещивания. Это говорит о том, что два вида древних людей могли сосуществовать на одних и тех же территориях и, возможно, даже обменивались знаниями или технологиями.

Одно из «ноздрей» Денисовой пещеры. Источник изображения: drive2.ru

Украшения, найденные в Денисовой пещере. Источник изображения: drive2.ru

Ученые установили, что неандертальцы обитали в районе денисовой пещеры около 200 тысяч лет назад и исчезли примерно 80 тысяч лет назад. В это время неандертальцы использовали каменные орудия, охотились и, возможно, даже создавали примитивные украшения — так же, как и денисовцы.

Впервые люди стали носить нижнее белье на территории России. Это произошло очень давно

Сухая Мечетка в Волгограде

Сухая Мечетка — это уникальное археологическое место, расположенное на северной окраине Волгограда, в непосредственной близости от Волги. Около 100 тысяч лет назад здесь жили неандертальцы и оставили после себя ценнейшие свидетельства своей эпохи.

Фото с места раскопок, начатых в 2021 году. Источник фотографии: lenta.ru

Стоянка неандертальцев была открыта в 1951 году во время строительства гидроэлектростанции.В рабочее время люди случайно наткнулись на древние каменные орудия труда. Археологи провели тщательные раскопки и подтвердили, что эти артефакты действительно принадлежат древним людям.

Древние артефакты находятся в разных слоях земли. Источник фотографии: volgograd-trv.ru

Всего учеными было обнаружено около 4000 разнообразных каменных орудий: рубила, ножевидные пластинки и остроконечники. Кроме того, археологи нашли кости животных, на которых охотились неандертальцы: мамонтов, шерстистых носорогов, зубров и диких лошадей. Следы очагов и остатки построек позволяют предположить, что древние люди строили здесь шалаши, где жили и готовили пищу.

Каменные инструменты древних людей. Источник изображения: samotsvet.ru

Хотя останки самих неандертальцев в Сухой Мечетке обнаружены не были, найденные орудия труда и кости животных дают представление о жизни этих древних людей. Это место признано памятником мирового значения, а каменные артефакты хранятся в Волгоградском областном краеведческом музее.

К сожалению, на сегодняшний день стоянка выглядит так. Источник изображения: wikimedia.org

Справедливости ради стоит отметить, что о проживании в этом месте с уверенностью говорят только местные жители. Останков, точно принадлежащим неандертальцам, найдено не было. Так что не исключено, что на этой стоянке жили представители других видов древних людей.

Вам будет интересно: В чем неандертальцы превосходят современных людей

Мезмайская пещера в Краснодарском Крае

Что не вызывает сомнений, так это то, что неандертальцы жили в Мезмайской пещере. Это уникальное археологическое наследие, расположенное в Краснодарском крае, где были обнаружены останки неандертальцев. Именно здесь было обнаружено захоронение новорожденного неандертальца, жившего около 89 тысяч лет назад.

Вид на долину реки из пещеры. Источник изображения: wikipedia.org

Скелет древнего человека оказался одним из самых полных и хорошо сохранившихся образцов в мире, что позволило ученым провести важные генетические исследования, в том числе участвовать в проекте по расшифровке генома неандертальца.

Фрагменты костей ребенка неандертальца из Мезмайской пещеры. Источник изображения: ppt-online.org

Пещера расположена в живописных предгорьях Кавказа на высоте более 1300 метров. За время ее исследования археологи обнаружили множество останков животных и орудий труда, что дало им возможность изучить жизнь неандертальцев в Евразии.

У этих величественных стен когда-то давно жили неандертальцы. Источник изображения: treefrog.ru

Каменные орудия, найденные в пещере, показали, что эти древние люди обладали высокоразвитой технологией обработки камня, используя обсидиан и кремень, добытые на расстоянии десятков километров от пещеры.

Неандертальцы, населявшие Мезмайскую пещеру, были опытными охотниками, охотившимися на крупных животных, таких как первобытные бизоны и горные козлы. Останки этих животных, наряду с кострищами и орудиями труда, были найдены в слоях, относящихся к среднему палеолиту. Это намекает на то, что люди возвращались в пещеру многократно, используя ее как укрытие на протяжении тысяч лет.

Обязательно подпишитесь на наш Дзен-канал. Так вы не пропустите ничего интересного!

За пределами России стоянок неандертальцев гораздо больше. В ходе их изучения, ученые узнают много интересных деталей об их жизни. Например, они могут подробно рассказать о том, чем они питались и даже на каком языке разговаривали.

2024-10-19T01:14:32Z