Исследователи из Дартмута провели первое клиническое испытание терапевтического чат-бота на основе генеративного искусственного интеллекта (ИИ) и обнаружили, что использование ИИ привело к значительному улучшению симптомов у участников.
Результаты исследования опубликованы в NEJM AI, разделе the New England Journal of Medicine, посвящённым применению ИИ в медицине.
Участники исследования сообщили, что они могли доверять системе ИИ под названием Therabot и общаться с ней в той степени, которая сопоставима со специалистом по психическому здоровью.
Когда люди начинают разговор с приложением, Therabot отвечает естественным открытым текстовым диалогом на основе оригинального обучающего набора ответов, разработанного исследователями на основе современных, научно обоснованных передовых практик психотерапии и когнитивно-поведенческой терапии.
Therabot разрабатывается в Лаборатории ИИ и психического здоровья Якобсона в Дартмуте с 2019 года. Процесс машинного обучения включал в себя постоянные консультации с психологами и психиатрами, связанными с Дартмутом и Dartmouth Health.
В исследовании приняли участие 106 человек из разных уголков США со следующими диагнозами:
депрессивное расстройство,
генерализованное тревожное расстройство,
расстройство пищевого поведения (РПП).
Участники взаимодействовали с Therabot через приложение для смартфона, печатая ответы на вопросы о том, как они себя чувствуют, или начиная общение, когда им нужно было поговорить даже ночью, когда помощь специалиста обычно недоступна.
У людей с депрессивным расстройством наблюдалось среднее снижение симптомов на 51%, что привело к клинически значимым улучшениям настроения и общего качества жизни.
Участники с генерализованной тревогой сообщили о среднем снижении симптомов на 31%, при этом многие перешли от умеренной степени тревожности к лёгкой или от легкой степени к состоянию ниже клинического порога для диагностики. Таким образом, можно говорить о том, что люди с лёгкой степенью тревожности могут полностью излечиться, общаясь с терапевтическим ботом.
Среди тех, кто подвержен риску РПП, — кого традиционно сложнее лечить, — пользователи Therabot показали среднее снижение беспокойства по поводу внешнего вида и веса на 19%, что значительно превышает показатели в контрольной группе.Участники исследования также сообщили, что они могли доверять системе Therabot и общаться с ней в той степени, которая сопоставима с работой со специалистом по психическому здоровью.
Исследователи пришли к выводу, что, хотя терапия на основе ИИ по-прежнему остро нуждается в контроле со стороны врачей, она может оказать поддержку в режиме реального времени многим людям, у которых нет регулярного или неотложного доступа к специалисту по психическому здоровью.
Николас Якобсон, старший автор исследования и доцент кафедры психотерапи́и, практикующий психотерапевт сообщил:
Улучшения наблюдаемых нами симптомов были сопоставимы с теми, что наблюдаются при традиционной амбулаторной терапии, что позволяет предположить, что этот подход с использованием ИИ может обеспечить клинически значимые преимущества.ИИ может решить проблему с недостатком врачей. Альтернативы личному лечению у врача нет, но врачей явно недостаточно.
По словам Якобсона, на каждого специалиста по лечению ментального здоровья в Соединенных Штатах приходится в среднем 1600 пациентов, и это только те, кто страдает от депрессии или тревожности.
Мы бы хотели, чтобы ИИ помог обеспечить поддержку психического здоровья большему количеству людей за пределами системы очного лечения. Я вижу потенциал для совместной работы персональной и программной терапии.
Майкл Хайнц, первый автор исследования и доцент кафедры психиатрии в Дартмуте, говорит, что результаты испытаний также подчёркивают необходимость проделать критическую работу, прежде чем ИИ можно будет использовать для безопасного и эффективного лечения людей.
Хотя эти результаты очень обнадеживающие, ни один агент ИИ не способен работать полностью автономно в сфере лечения психического здоровья, где существует очень широкий спектр высокорисковых сценариев, с которыми он может столкнуться. Нам все еще нужно лучше понять и количественно оценить риски, связанные с использованием ИИ в контексте психического здоровья.
Например, если человек с тревогой скажет Therabot, что в последнее время он чувствует себя очень нервным и подавленным, он может ответить: «Давайте сделаем шаг назад и спросим, почему вы так себя чувствуете», а далее они общаются о причинах и способах разрешения тревожного состояния. Если Therabot видит высокие риски, такие как суицидальные мысли во время разговора с пользователем, он предложит позвонить по номеру 911 или связаться с горячей линией по предотвращению самоубийств или кризисной помощи, нажав кнопку на экране.Клиническое испытание предоставило участникам, случайно выбранным для использования Therabot, четыре недели неограниченного доступа. Исследователи также отслеживали контрольную группу из 104 человек с теми же диагностированными заболеваниями, у которых не было доступа к Therabot.
Приложение спрашивало о самочувствии людей, персонализируя свои вопросы и ответы на основе того, что оно узнало во время разговоров с участниками. Исследователи оценивали разговоры, чтобы убедиться, что ИИ реагирует в соответствии с лучшими терапевтическими практиками.Почти 75% группы Therabot в то время не принимали терапевтическое лечение.
Через четыре недели исследователи оценили прогресс участника исследования с помощью стандартизированных опросников, которые врачи используют для выявления и мониторинга каждого состояния. Команда провела вторую оценку еще через четыре недели, когда бот больше не задавал наводящих вопросов, но участники могли сами общаться с Therabot по собственной инициативе.
Через восемь недель все участники, использовавшие Therabot, отметили заметное снижение симптомов, которое врачи считают статистически значимым.
Николас Якобсон отмечает:Эти различия представляют собой надёжные, реальные улучшения, которые пациенты, вероятно, заметят в своей повседневной жизни. Пользователи общались с Therabot в среднем шесть часов на протяжении всего испытания, что эквивалентно примерно восьми сеансам терапии.
Наши результаты сопоставимы с тем, что мы увидели бы для людей, имеющих доступ к когнитивной терапии золотого стандарта у амбулаторных специалистов. Мы говорим о потенциальном предоставлении людям эквивалента лучшего лечения, которое вы можете получить в системе ухода за больными за более короткий срок.
Что особенно важно, люди сообщили о степени «терапевтического альянса», соответствующей тому, что сообщают пациенты об очных специалистах. Терапевтический альянс относится к уровню доверия и сотрудничества между пациентом и его терапевтом и считается необходимым для успешной терапии.
Одним из признаков этой связи является то, что люди не только давали подробные ответы на подсказки Therabot, но и часто начинали разговор сами. Взаимодействие с чат-ботом также показало всплески в моменты, связанные с плохим самочувствием, например, посреди ночи.
Мы не ожидали, что люди будут относиться к боту почти как к другу. Это говорит о том, что они на самом деле выстраивают отношения с Therabot. Мне кажется, что люди также чувствовали себя комфортно, общаясь с ботом, потому что он не будет их осуждать.
Испытание Therabot показывает, что генеративный ИИ может повысить вовлеченность пациента и, что важно, дальнейшее использование программного обеспечения для помощи людям. Однако, исследователи отмечают и риски:
Therabot не ограничивается офисом и может быть везде, куда идет пациент. Он был доступен круглосуточно для решения проблем, которые возникали в повседневной жизни, и мог в режиме реального времени проводить пользователей через стратегии их решения. Но та особенность, которая позволяет ИИ быть настолько эффективным, также является и тем, что является риском — пациенты могут говорить ему что угодно, и он может говорить что угодно в ответ.
Разработка и клиническое тестирование этих систем должны иметь строгие критерии безопасности, эффективности и тональности взаимодействия, а также должны включать пристальное наблюдение и участие экспертов в области психического здоровья.Это исследование также показало, что исследовательская группа должна быть готова вмешаться — возможно, немедленно — если пациент выражает острую обеспокоенность по поводу безопасности, например, суицидальные мысли, или если бот реагирует не в соответствии с передовой практикой.
К счастью, мы нечасто сталкивались с этим при использовании Therabot, но это всегда риск, связанный с применением ИИ, и наша исследовательская группа была готова.
В оценках более ранних версий Therabot более двух лет назад более 90% ответов соответствовали передовой терапевтической практике. Это придало команде Якобсона уверенности для продолжения клинического испытания и развития Therabot.
С момента выпуска ChatGPT в эту сферу устремилось много людей, и легко выпустить доказательство концепции, которое на первый взгляд выглядит безупречно, но безопасность и эффективность не доказаны. Это один из тех случаев, когда необходим тщательный надзор, и обеспечение безопасности действительно выделяет нас в этой сфере.
Таким образом, ИИ достаточно обучаем, чтобы помогать людям с психическими расстройствами. Однако, нужно соблюдать осторожность в предоставлении персональных данных при общении с ИИ. Любая информация может быть использована против вас. Специалисты предупреждают, что нельзя сообщать ИИ такие персональные данные, как полное имя, дату рождения, паспортные данные, номер страховки и пр., что может четко идентифицировать человека. Если человек "скармливает" ИИ медицинское заключение или данные о медицинском исследовании, нужно удалять или замазывать персональные данные.В любом случае, на сегодняшний день разработка ИИ в медицинской области очень перспективная и продолжает активно развиваться.
А вы что думаете?
Источник новости: habr.com