Вот уже полгода минуло с тех пор, как мы пребывали в шоке из-за блокировки игр и услуг для россиян западными издателями. Избегая очередных обсуждений причин произошедшего, от чего все уже давно успели себя эмоционально исчерпать, мы затронем иной вопрос. За это время стало ясно, что такая политика оказалась максимально неэффективной и даже вредной. Главным образом — для самих издателей. Россияне запросто обходят ограничения, и кажется, даже слегка выиграли от такого поворота событий. Но и это только на первый взгляд! В этом материале мы немного поанализируем ситуацию и подумаем, чем этот великий исход оборачивается для российского гейминга как явления спустя полгода — и чем способен обернуться через условные несколько лет.
В битве сервисов и консолей победил торрент
В общем-то, да. Так вышло, что изоляция играющего населения России оказалась инструментом полностью бесполезным. Безусловно, найдется много любителей поиграть, не успевших за последнее время разобраться, как обойти эти ограничения. Их «плойки» и «боксы» либо пылятся на полке, либо используются для перепрохождения и наверстывания старых уже игр, а хозяева со злобой смотрят на God of War Ragnarok за семь косарей на прилавках российских ритейлеров.
С другой стороны, информация не то чтобы секретная: десяток-другой секунд для набора поискового запроса, десяток минуток на изучение материала… и тайная комната открыта. И какая ж эта комната тогда тайная, если зайти туда может кто угодно по первому желанию? Ну, а если желание недостаточное, то настолько ли важны были для этих геймеров игры как мало-мальски важная часть жизни и способ досуга? Получается, внезапно переставшие быть геймерами россияне никогда ими и не были по-настоящему!
Другое дело, что все сказанное выше касается, главным образом, консолей. На другом берегу этих вод произошло вообще страшное дело: оказалось, что за игры вообще можно не платить! Снова. Долго и муторно мировой рынок приучал российских пекарей к выработанному рефлексу. Воровать игры — плохо. Не воруй игры, поддерживай разработчиков, только так индустрия будет расти, а гениальные творцы получат деньги на новые игры, которые будут еще круче! Приучал долго и болезненно, уловками и ухищрениями. Игры круче почему-то не стали, но зато в них стало удобно играть. Нам предложили сервис.
Никаких торрентов с вирусами, двухчасовых установок репаков вдовесок к выгрузке, никакой мороки с обновлениями, ачивки, целый рынок карточек и черт знает что еще. А главное — настолько удобное управление библиотекой, что просто попробовав Steam, с колыбели вскормленные паленым ромом российские пекари понемногу переставали быть пиратами. Всего лишь потому, что это ощутимо менее комфортно. И ведь далеко не все успели приспустить свои черные паруса — работы там хитрому игропромному лису предстояло еще достаточно. Но тех, кто успел, теперь буквально заставляют снова идти на абордаж.
Деньги — это деньги
И кому это выгодно? Очевидно, что вообще никому. Плотина «Великого Бойкота Игр Вне Политики» хоть и оказалась дырявой, но какую-то часть пусть и не бурного, но и совсем не дохленького ручейка российских денег все-таки перекрыла. Часть вод, впрочем, попросту впала в какой-то еще водоем — в миг преодолевая все расстояния до Турции, Аргентины или Казахстана. И для издателей, на общем фоне, это просто великолепная новость, а не совсем наоборот, как вы могли подумать.
Да, раньше Microsoft грозила пальчиком россиянам, что покупали дешевые аргентинские билеты в «гейминг для всех», и бросала на них укоризненные взгляды. Но никаких особенно острых мер в этом отношении не принимала. И не пыталась даже. Все просто: любые деньги — это деньги. Если человек не готов купить Game Pass за цену в своем регионе, пусть купит где-то еще. Ведь в ином случае он просто не купит его вообще. Великим математиком тут быть не надо. Деньги — это деньги, а пользователи — это пользователи. Для прибыльности машине Фила нужно очень много пользователей. Даже больше, чем денег. С миру по нитке — и лишь тогда начнут окупаться всякие Gears и Halo за шесть долларов. Триста рублей лучше, чем ноль рублей, и точка.
На серых площадках полно выгодных геймпассов, которые активируются даже в России
Чем от Microsoft отличаются другие издатели? Дело тут вовсе не в том, что они дюже хотели отказаться от российских денег. Им пришлось сделать вид. Да, конечно, выражение этого лица очень суровое. Осуждающее даже. Но на самом деле издателям просто нужны деньги — и если из-за российских денег могут исчезнуть чьи-то другие в превосходящем количестве, то российские им нужны меньше. Но все еще нужны! Так что если по документам они будут не российскими, то и не российские они вовсе. Это вообще замечательный расклад! Ну, замечательнее было бы разве что просто продолжать получать российские деньги в полном объеме. Но раз уж российские деньги теперь в Турции — это тоже не самый плохой вариант.
Так и получается, что пока издателям не будет разрешено демонтировать «Великую Стену Игр Вне Политики», они будут всеми силами стараться сделать вид, что не замечают десятков многокилометровых лестниц по всему периметру, которые позволяют с легкостью через нее перелезть. Будьте уверены, это ведь говорит сам здравый смысл. Да и вообще, кажется, здравый смысл говорил скорее о том, что не нужно никакой стены: множество издателей спокойно продолжают продавать игры в России. И никакой пол под ними из-за этого не рухнул. Devolver, Focus Home, Nacon и иже с ними — кажется, ребята чувствуют себя вполне замечательно, не отказываясь от российских денег.
Будьте уверены, что мегаиздатели первого эшелона ищут повода вернуться назад. Периодически они приоткрывают ворота и замеряют градус негатива в социальных сетях, чтобы подобрать нужный момент. Пока этот момент еще не наступил. Поэтому всеми силами большие компании пытаются не проиграть друг другу в этой игре в «гляделки». Но когда первый моргнет, остальные тоже поймут, что уже можно. И вся стена рухнет моментально.
Уйти нельзя вернуться
Но так ли просто будет вернуться? Из первых рук я знаю, что многие «ушедшие» из России компании, которые, разумеется, называть я не буду, продолжают держать офисы в России или работать с представляющими их агентствами. Сотрудники работают на удаленке в режиме полузаморозки, но продолжают корпеть над ненужными рекламными кампаниями и всем таким прочим — вдруг резко понадобится план, а под рукой его и нет! И никто не намерен их увольнять: рынок добывался такими потом и кровью, что просто нельзя его вот так взять и отпустить. Пусть лучше поработают в холостом режиме.
К примеру, если Microsoft запросто махнула на Россию рукой — ну, к чему формальности, раз уж Россия давно Аргентина, — то Sony это решение принять будет гораздо тяжелее. Согласно отчетам «М.Видео», именно на игры для PlayStation приходилось порядка 80% объема игровых ритейл-продаж в России. 80%! Это безоговорочный триумф Sony в нашей стране. Оказывается, это в интернете россияне смеются с «Кинца по четыре ка» — а в жизни они охотно разбирают его и по пять. Игровая индустрия — это деньги, а почти все деньги в России в играх от Sony.
И вот представьте, что какая-то солидная часть от этих 80% сейчас постепенно мигрирует в Турцию. Где, в отличие от России, есть щадящий региональный ценник. Вы правильно уловили мысль: денег становится меньше. Упс. И чем дольше будет длиться эта блокада, тем больше денег будет утекать в Турцию, где их тут же жмыхнет в сорокадолларовый ценник. Те, кто сейчас переплачивает за параллельный импорт на «Озоне», будут постепенно узнавать, что есть другая сторона силы. И на ней быть банально выгоднее, а выдержанный запах ощутимой выгоды — это едва ли не самое сильное чувство на свете.
Процесс будет идти медленно, но неумолимо. «Игры вне политики» буквально загнали PlayStation в угол: сейчас компания просто бессильно наблюдает, как платежеспособная российская аудитория мигрирует в менее платежеспособный регион. И ничего не может с этим сделать.
Что дальше?
Казалось бы, играть россиянину станет только дешевле: пиратство, Турция, Аргентина, все дела. Но так или иначе блокировка изрядно повысит в стране ценники на железки. Железо в России и так продавалось с гигантскими наценками по сравнению с долларовым эквивалентом — спасибо всем таможенным пошлинам, НДС и прочему. Конечно, после коронавируснокриптовалютного бума нам уже ничего не страшно. Да и новости на данный момент здесь вырисовываются скорее даже приятные. Но кто знает, что будет с курсом рубля через полгода? Нет никакой гарантии, что мы к тому времени не будем, вновь почесывая репы, смотреть на PS5 по 150 тысяч или пристойные видеокарты по той же цене. Не говоря уже о том, что и 60 тысяч рублей за игровую консоль — это для многих и так цена неподъемная в текущих реалиях.
Очень легко представить, что однажды мы проснемся, и увидим лишнюю единичку перед этой ценой
Может показаться — и отчасти верно, — что с геймпассом или турецкой пастилой на длинной дистанции это станет выгоднее, чем раньше. Но, опять же, выдержит ли курс национальной валюты эту длинную дистанцию? И ведь дело тут не только в этом. Где уменьшаются объемы денег, разоряется рынок. Если денег из России мало — зачем тратить деньги на российские локализации? Зачем тратиться на отдельные сервера в сетевых играх? Региональные цены? Пф, отменим их, чтобы увеличить иссыхающий поток денег! Покупают и так самые приученные, и продолжат покупать! Логика может быть самой безумной.
Сейчас российский рынок не отменен. Он находится в состоянии мягкой заморозки. Но если эта блокада продлится не год и не два — кто знает, что нас ждет. Не сказать, что отечественные геймеры и раньше занимали какую-то значимую долю мирового рынка игровой индустрии. А теперь они и подавно исчезнут из значимости для глобальной картины, ассимилируясь с турецкими, аргентинскими, казахстанскими игроками… Да, физически они никуда не денутся. Но в общей статистике начнут растворяться и все больше уходить в тень регионов, где быть геймером получается дешевле. Кто знает, может однажды западные издатели и впрямь подумают, что россияне в буквальном смысле стали аргентинцами и турками?
Источник новости: gameguru.ru