«Джеймс Уэбб» и «Хаббл» объединились для создания красочного снимка MACS0416

Специалисты исследователькой группы CANUCS объединили работу телескопов «Джеймс Уэбб» и «Хаббл» для создания снимков крупного скопления галактик MACS0416, которое находится на расстоянии 4,3 млрд световых лет от нас, сообщается на сайте НАСА.

Изображение кластера было создано путём объединения наблюдений «Джеймса Уэбба» в инфракрасном спектре и «Хаббла» — в видимом. В НАСА говорят, что полученный снимок показывает красочный галактический ландшафт, цвета галактик на котором показывают расстояние до них.

Наиболее синие объекты находятся относительно близко либо демонстрируют интенсивный процесс образования звёзд — такие объекты фиксирует «Хаббл». В свою очередь, более красные галактики находятся дальше или содержат большее количество пыли, которая поглощает синие цвета, их обнаруживает «Джеймс Уэбб». Промежуточные длины волн обозначены зелёным цветом.

При этом, помимо самого скопления MACS0416, на снимке изображены галактики и за пределами кластера и другие источники света, интенсивность излучения которых изменяется со временем — учёные полагают, что это происходит из‑за гравитационного линзирования. На переднем плане кластера астрономы обнаружили объект массой от 10 тысяч до 1 миллиона солнечных масс, который не удаётся наблюдать напрямую. Исследователи полагают, что он представляет собой шаровое звёздное скопление, недостаточно яркое для «Уэбба», которое и оказывает эффект линзирования.

Именно объекты, яркость которых меняется со временем, и ищут путём объединения работы телескопов — их называют транизенты. С помощью снимка удалось обнаружить 14 таких транзиентов. 12 из них находятся в составе трёх галактик и могут представлять собой звёздные системы из одной или нескольких звёзд, яркость которых сильно увеличена на короткое время из‑за гравитационного линзирования. Другие два транзиента находятся в галактиках, на изображение которых не оказывается значительного эффекта линзирования, поэтому астрономы считают, что они представляют собой сверхновые.

Так, один из наблюдаемых объектов был идентифицирован как звезда, которая существовала в одной из изучаемых галактик примерно через 3 млрд лет после Большого Взрыва. Исследователи отмечают, что её яркость увеличена как минимум в 4000 раз. Эта звезда получила название «Мотра» наряду с другим объектом, который назвали «Годзилла».

Ведущий исследователь Хаоцзин Ян из университета Миссури рассказал, что в группе называют MACS0416 «Рождественской ёлкой» из-за мерцания некоторых объектов в нём с течением времени.

2023-11-10T16:50:06Z