Знаменитый сигнал «Wow!» может оказаться природным космическим лазером

Источником таинственного сигнала, который озадачивает астрономов уже почти 50 лет, может быть сверхмощный космический лазер, сформировавшийся в водородном облаке с нейтронной звездой.

Новая гипотеза предполагает, что при благоприятных обстоятельствах такой объект может издавать сигнал, подобный тому, который удивил астронома Джерри Эхмана 15 августа 1977 года, заставив его написать на распечатке слово «Wow!».

Исследование, опубликованное в виде препринта на сайте arXiv, находится на стадии пересмотра, но пока его результаты основаны на недавно обнаруженных подобных сигналах, что позволяет предположить, что команда под руководством астробиолога Абеля Мендеса из Университета Пуэрто-Рико в Аресибо находится на верном пути. Радиотелескоп Аресибо. Хотя сейчас он выведен из эксплуатации, данные Аресибо могут объяснить загадочный сигнал 1977 года «Wow!»

«Наши последние наблюдения, проведённые в период с февраля по май 2020 года, выявили похожие узкополосные сигналы вблизи линии водорода, хотя и менее интенсивные, чем первоначальный сигнал “Wow!”», — объясняет Мендес.

Первоначальный сигнал был замечен Эманом в данных, собранных радиотелескопом Big Ear Университета штата Огайо. Он длился всего 72 секунды и представлял собой чрезвычайно мощную вспышку радиоволн в районе водородной линии 1420 МГц — длины волны, излучаемой водородом, когда он меняет ориентацию своего спина.

Учитывая повсеместное присутствие водорода во Вселенной, некоторые учёные предположили, что свет на этой частоте может служить легко узнаваемым ориентиром.График зависимости интенсивности сигнала «Wow!» от времени

Согласно проведённому командой анализу, сигналы вблизи звезды Тигардена связаны с межзвёздными облаками холодного водорода. Это указывает на возможный механизм возникновения сигнала «Wow!»: мощная вспышка излучения, проходящая через облако холодного водорода, стимулирует газ к созданию мощного импульса излучения вблизи 1420 МГц.

Конечным продуктом был бы естественный астрофизический микроволновый лазер, или мазер, дающий интенсивную концентрацию узкополосного света на линии водорода, которая издалека выглядела бы как сигнал «Wow!»

Звезда Тигардена, будучи красным карликом, вряд ли способна произвести вспышку, достаточно мощную, чтобы привести к такому же сильному излучению, как сигнал «Wow!», но другие космические объекты могут справиться с этой задачей.

Нейтронные звёзды с чрезвычайно мощными магнитными полями, известные как магнетары, могут вспыхивать настолько мощными вспышками, что мы можем обнаружить их в межгалактическом пространстве, и считается, что они ответственны за загадочные сигналы, известные как быстрые радиовсплески.

Другой тип магнетара или нейтронной звезды, называемый мягким гамма-ретранслятором, также может быть виновен в этом. Это тип звезды, которая периодически испускает гамма- или рентгеновское излучение. В любом случае, согласно модели команды, импульс света проходит через водород, что приводит к стимулированному излучению в водородном диапазоне.

2024-08-21T14:50:03Z