Новое моделирование позволяет предположить, что Девятая планета может вовсе не быть планетой

Скриншот симуляции пролёта звезды сквозь Солнечную систему

До сих пор поиски гипотетической Девятой планеты не дали никаких результатов. Этому есть множество причин, одна из которых заключается в том, что никакой планеты номер девять нет и никогда не было. Но если это так, то как объяснить орбиты некоторых небесных тел? В новой работе указано потенциальное решение: инопланетная звезда.

Нет, конечно, сейчас её там нет. Но когда-то, миллиарды лет назад, массивный объект мог пройти достаточно близко, чтобы гравитационно взбудоражить орбиты объектов во внешней части Солнечной системы, что и привело к появлению необычных орбит. Некоторые из этих внешних объектов могли даже оказаться гораздо ближе к Солнцу, и сейчас они выглядят как странные луны, захваченные планетами-гигантами.

К такому выводу пришла группа астрофизиков под руководством Сюзанны Пфальцнер из Форшунгсцентра Юлих в Германии, которая провела компьютерное моделирование, чтобы проследить, как звёзды разной массы и расстояния влияют на внешнюю Солнечную систему, когда они проносятся мимо. Исследование было опубликовано в двух статьях, появившихся в Nature Astronomy и The Astrophysical Journal Letters.

«Лучшее соответствие сегодняшней внешней Солнечной системе, которое мы нашли с помощью моделирования, — это звезда, которая была немного легче нашего Солнца — около 0,8 солнечной массы», — объясняет астрофизик Амит Говинд из Форшунгсцентра Юлих.

«Эта звезда пролетела мимо нашего Солнца на расстоянии около 16,5 миллиарда километров. Это примерно в 110 раз больше, чем расстояние между Землёй и Солнцем, и чуть меньше, чем в четыре раза больше, чем расстояние до самой внешней планеты Нептун».

Большинство объектов внутри Солнечной системы вращается по орбите в виде более или менее плоского диска. Это реликт того, как формировалась Солнечная система: когда Солнце было вращающейся звездой-малюткой около 4,6 миллиарда лет назад, материал из окружающего его облака вращался вокруг него и питал его рост. Со временем этот вихревой материал сплющился в диск.

То, что Солнце не успело поглотить, превратилось в Солнечную систему со всеми планетами, астероидами и лунами. И поскольку в Солнечной системе не произошло ничего серьёзного, диск стал местом, где все эти планеты, астероиды и луны более или менее сохранились.

Но внешняя часть Солнечной системы устроена иначе. Там есть рои камней, которые вращаются вокруг Солнца за орбитой Нептуна — транснептуновые объекты, или ТНО, — и их орбиты бывают сильно наклонены. Некоторые из них наклонены настолько, что объект почти вращается вокруг полюсов Солнца, а не вокруг его экватора.

Эти орбиты, как отмечают некоторые учёные, соответствуют гравитационному влиянию гипотетической планеты, масса которой в пять раз больше массы Земли. Но космос далеко не пуст, и хотя сейчас вблизи Солнца нет звёзд, когда-то их, вероятно, было больше. Звёзды обычно рождаются в облаках, где рождается множество других звёзд, и начинают свою жизнь в довольно тесном окружении.

Пфальцнер и её коллеги провели более 3000 симуляций, настраивая различные звёзды и то, насколько близко они проходят мимо Солнечной системы, наблюдая за результатами и сравнивая их с известными эксцентричными орбитами скоплений ТНО. И они обнаружили, что звезда чуть меньше Солнца, пролетая мимо внешней Солнечной системы, могла бы произвести такой эффект.

Пролёт мог даже вызвать странные орбиты таких объектов, как 2008 KV42 и 2011 KT19, которые вращаются в противоположном направлении от планет, с почти перпендикулярными наклонениями. Эти объекты также ранее упоминались в исследованиях, ищущих доказательства существования Девятой планеты.

Согласно моделированию, проведённому командой, до 7,2 процента первоначальной популяции ТНО могли быть выброшены внутрь, в сторону Солнца.

«Некоторые из этих объектов могли быть захвачены планетами-гигантами в качестве лун», — говорит Саймон Портегис Зварт из Лейденского университета в Нидерландах. «Это объясняет, почему у внешних планет нашей Солнечной системы есть два разных типа спутников».

2024-09-15T02:50:02Z