Древняя “наковальня” оказалась метеоритом с неизвестными ранее минералами

Ученые обнаружили во фрагментах метеорита неизвестные науке минералы

На окраине города Эль-Али (Сомали) на протяжение многих лет возле колодца лежал крупный камень ржавого цвета. О нем хорошо знали местные пастухи, так как часто приходили сюда, чтобы утолить жажду и попоить своих животных. Валун же они использовали в качестве наковальни — его гладкая металлическая поверхность отлично подходила для того, чтобы в полевых условиях подправить лезвия. Но самое интересное в этом камне — его история, которая передавалась сомалийскими пастухами из поколения в поколение. Согласно приданию, валун упал с неба. И это оказалось правдой! Как сообщают ученые, валун действительно оказался метеоритом, который возник на заре формирования Солнечной системы. Недавнее исследование показало, что он принес на нашу планету сразу три минерала, которые не встречаются на Земле. Все они содержат информацию о событиях, происходивших миллиарды лет назад.

Что известно о метеорите Эль-Али

Старатели небольшой горнодобывающей компании обнаружили метеорит в 2019 году. Камень сразу привлек их внимание, так как он был гладкий, крупный и имел цвет ржавого металла. Когда по нему ударили молотком, раздался характерный звон, как при ударе о металлическую поверхность.

Несмотря на то, что местное население давно знало об этом метеорите, научно он не был задокументирован. Когда сомалийское правительство отказалось выкупать находку, горнодобывающая компания экспортировала метеорит в Китай, где он находится по сей день. К слову, покупателя на древний метеорит не удалось найти по сей день. Но небольшие его образцы были отправлены ученым для дальнейшего анализа и подтверждения того, что валун на самом деле является метеоритом.

Метеорит Эль-Али, обнаруженный в Сомали в 2019 году

Метеорит получил название Эль-Али, то есть в честь города, где его нашли. Он оказался девятый по величине из всех когда-либо обнаруженных не Земле метеоритов, а его вес составляет порядка 15 тонн. В основном камень состоит из железа и никеля, как и многие другие метеориты, которые произошли из ядер расколовшихся астероидов или планетезималей, имеющих ядро, подобное ядру нашей планеты.

Космические кристаллы внутри метеорита

Один из срезов метеорита попал в руки куратора метеоритной коллекции Университета Альберты, Криса Херда. Изучая его, он заметил несколько кристаллов, которые имели необычный состав. Дальнейший анализ показал, что состав и структура этих кристаллов никогда раньше не встречалась в природе, поэтому они неизвестны науке.

Один из минералов ученый назвал элалитом, в честь самого метеорита, а второй — элкинстантонитом, в честь Линди Элкинс-Тантон, ученого-планетолога, главного исследователя предстоящей миссии НАСА “Психея”, которая займется изучением металлического астероида.

Минерал олсенит, один из трех минералов, обнаруженных в астероиде Эль-Али

Третий минерал идентифицировали сотрудники Калифорнийского технологического института. Его назвали ольсенитом, в честь покойного Эдварда Олсена, бывшего куратора Полевого музея естественной истории в Чикаго. Эдвард Олсен когда-то предположил существование минерала, который носит теперь его имя.

Обязательно подписывайтесь на ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ, где вас ожидают поистине захватывающие и увлекательные материалы.

Происхождение Солнечной системы “зашифровано” в минералах?

Минералы, обнаруженные в метеорите, содержатся в виде небольших включений. Ученые все еще выясняют точные условия, в которых они образовались. Но сам факт того, что они разбросаны по метеориту, а не сконцентрированы в одном месте, позволяет исследователям делать некоторые выводы уже сейчас.

Минералы кристаллизовались в метеорите не постепенно, а с течением времени, по мере того, как метал затвердевал. Три новых минерала образовались, когда почти весь металл уже остыл, и оставались лишь крошечные расплавленные капли. В конечном итоге они тоже кристаллизовались, образуя данные включения.

Метеорит Эль-Али теоретически мог возникнуть в поясе астероидов

Общий химический состав породы показывает, что процесс охлаждения, скорее всего, происходил не в ядре астероида, как это бывало с большинством других железных метеоритов. Металл, вероятно, кристаллизовался вблизи планеты после того, как столкнулось с других твердым телом.

Столкнувшиеся тела могли быть ядрами разрушенных астероидов, или, возможно, они были космическими породами, известными как хондриты, которые содержат значительное количество металла, смешанного с горной породой. В любом случае объекты столкнулись на невероятно высокой скорости, что привело к их расплавлению. Подобные столкновения происходят в наше время в поясе астероидов, где скорость объектов превышает 18000 километров в час.

“Изучение минералогии метеоритов — это «кабинетное исследование Солнечной системы» во многих отношениях. Мы пытаемся ограничить разнообразие условий, существовавших на разных планетарных телах” — говорит Крис Херд.

Более подробная информация о минералах и самом метеорите наверняка появился после дополнительных исследований. Что же касается его будущего, оно остается под вопросом. Сомалийские ученые требуют от правительства вернуть камень в страну. Но, вполне возможно, он будет продан третьей стороне, при этом правительство Сомали получит часть денег от его продажи.

2022-12-17T15:20:03Z