Учёные предлагают построить на Луне гипертелескоп

Концепция радиотелескопа в лунном кратере

Мы строим телескопы и у себя во дворе, и высоко в горах, и даже запускаем их в космос. С каждым новым шагом в развитии наших технологий мы делаем новые удивительные и поразительные открытия о Вселенной. Каким же должно быть наше следующее достижение в области обсерваторий? Судя по новой статье, опубликованной в arXiv, хорошим выбором будет поверхность Луны.

Размещение телескопов на Луне - идея не новая. NASA уже финансировало исследовательский грант на создание радиотелескопа в лунном кратере (LCRT). Во время миссий Apollo астронавты размещали на Луне рефлекторы, чтобы астрономы могли измерять расстояние до Луны с точностью до миллиметра. В новой работе авторы обобщили несколько известных идей, а также представили новую концепцию, названную ими гипертелескопом.

Хотя радиотелескопы на дальней стороне Луны, такие как LCRT, буду, пожалуй, наиболее популярным предложением, есть и другие – например, Life Finder Telescope At Lunar Poles (LFTALP), который будет представлять собой массив 6,5-метровых телескопов, ориентированных на изучение атмосфер экзопланет во время их прохождения мимо своей звезды. Кроме того, существует Lunar Optical UV Explorer (LOUVE), ориентированный на изучение ярких ультрафиолетовых объектов. Есть даже предложения по созданию гравитационно-волновой обсерватории, аналогичной LIGO.

Проблема всех этих предложений заключается в том, что они требуют строительства на таком техническом уровне, который считается сложной задачей даже на Земле. Идея строительства на Луне обсерваторий – крутая цель, но в настоящее время она находится далеко за пределами наших технических возможностей. Поэтому авторы предлагают несколько более простую идею. Это простой оптический телескоп, использующий особенности лунного рельефа. Мощность оптического телескопа во многом зависит от размера его первичного зеркала и фокусного расстояния телескопа. На Земле фокусное расстояние можно увеличить за счёт использования нескольких зеркал.

Одна из идей для гипертелескопа.

В гипертелескопе в качестве основного зеркала может использоваться массив зеркал, расположенный вдоль рельефа кратера. Детекторный кластер телескопа можно было бы подвесить на тросе, подобно тому, как детекторы обсерватории Аресибо были подвешены над сетчатой антенной. Поскольку зеркала не должны быть гигантскими, их будет гораздо проще изготовить, а общая форма кратера позволяет уменьшить объём земляных работ по их установке. Вариантом этой идеи может быть размещение зеркал на одной стороне кратера, а приборов - на другой. Это позволило бы получить очень большое фокусное расстояние, но дальность наблюдения такого телескопа была бы ограничена.

Все эти идеи пока находятся на ранних стадиях. Есть серьёзные проблемы, которые необходимо преодолеть при их создании и эксплуатации. Со временем на зеркалах будет скапливаться пыль, которую необходимо будет удалять. И хотя сейсмическая активность на Луне гораздо ниже, чем на Земле, она всё же может повлиять на юстировку зеркал и детекторов. Но ясно одно: мы вернёмся на Луну, а там, куда приходят люди, они строят телескопы. Лунная обсерватория - это лишь вопрос времени.

2023-09-08T20:50:03Z