В свое время Beyond Good & Evil была крайне неожиданным проектом от Мишеля Анселя — создателя серии Rayman и тех самых бешеных кроликов, с которыми Ubisoft впоследствии понавыпускала разного толку кринжа. Недавно вышедший ремастер, казалось бы, неплохой повод познакомиться с классикой, продолжение которой стало самым главным долгостроем в индустрии. Рассказываем, почему оригинал стал культовым, насколько бережно французы отнеслись к своему наследию и ради чего сиквел продолжают ждать даже спустя 16 лет после анонса.
Культовая игра о которой все слышали (но никто не играл)
Нельзя просто взять и описать что сюжет, что геймплей Beyond Good & Evil. Также нельзя сходу рассказать, в чем ее культовость, особенность и почему даже спустя 21 год (да, Ubisoft опоздала к юбилею) у нее есть небольшая, но сплоченная группа фанатов.
Впрочем, если совсем уж упростить, то она поражает своей разнородностью и обилием идей, которые гармонично связаны вместе. Игра рассказывает весьма мрачную антиутопичную историю, в которой никто никогда не говорит правды и никому нельзя верить, но при этом выглядит как трехмерный мультфильм от какой-нибудь независимой французской студии и предлагает уникальный сплав механик.
Главная героиня поясняет всю суть. Кстати, все скриншоты в этом тексте сделаны в портативном режиме Nintendo Switch
Дело происходит на планете Хиллия, которую осаждают пришельцы расы ДумЦ. Противостоит им группировка наемников «Корпус Альфа», чьи пехотинцы усердно отбивают атаки монстров, а лидеры вещают с больших экранов об успехах на всех фронтах. Жителям от этого не легче: люди продолжают пропадать, а атаки — учащаться.
Мы играем за Джейд, фоторепортера, которая содержит сиротский приют на небольшом острове недалеко от столичного города. Однажды на героиню и ее свиноподобного дядю Пей'Джа нападают те самые ДумЦ, а энергетический щит, который должен защитить гражданских, отказывается включаться из-за неуплаты за электроэнергию.
Джейд до сих пор считается одной из лучших женских протагонисток в играх — привет из прошлого, где «сильный женский персонаж» еще не был стремным клеймом
Разобравшись с вторгнувшимися монстрами, герои начинают устранять последствия нападения. В поиске быстрых денег Джейд соглашается на подработку, которая приводит ее к повстанческой группировке ИРИС — группе неравнодушных граждан, считающих, что «Корпус Альфа» приносит больше вреда, чем пользы.
Несмотря на очевидно отдающие «большим братом» послания с огромных телеэкранов в городе и закручивание гаек гражданских свобод, Джейд долгое время считает, что власти все делают правильно. Впрочем, после первого задания для новых друзей выясняется, что не все так однозначно. К финалу и вовсе уже и непонятно, кто же здесь гаже других: ИРИС, ДумЦ или все же «Корпус Альфа». Ведь не зря у проекта именно такое название — «За гранью добра и зла».
Пропаганда? Сколько угодно
Последний гвоздь в набор впечатлений забивает концовка, которая вот уже 21 год не дает спать спокойно. Подвешенная судьба героев берет за сердце благодаря проработке их характеров. Все, абсолютно все встречающиеся персонажи как минимум обладают какой-то одной своей особенностью и запоминаются. Будь то механики-носороги в растаманских шапочках, слушающие регги, или спецагент Аш Два из ИРИС — он хотя и собрал в себе кучу штампов подобных персонажей, но все равно имеет второе дно и не так дуболомен, как поначалу кажется.
Особого внимания заслуживает уже упомянутый свиноподобный дядя Пей'Дж. Ставший символом игры наравне с зеленоглазой протагонисткой Джейд, он становится объектом для огромного количества шуток про бекон и запеченую свинину, а в роликах радует старческим свинячьим брюзжанием, южным акцентом и придурковатыми изобретениями. Чего стоят одни только реактивные ботинки, работающие на свинском метане.
К сожалению, заметную часть игры придется провести без Пей'Джа
При всем этом между героями есть химия, что чувствуется на протяжении всей игры. Дядя и племянница, даром что речь о свинье и человеке, искренне переживают друг о друге, но и не забывают подкалывать. После проведенных в их компании 10-15 часов, за которые с персонажами буквально сродняешься, финал ощущается особенно остро.
Запоминается Beyond Good & Evil еще и невероятной эклектикой. Примерно как и в трейлере второй части, главный Город в игре (он безымянный) сочетает в себе средиземноморскую архитектуру с ретро-футуризмом, киберпанком и африканской культурой. По улицам вместе с людьми ходят антропоморфные животные, а вместо дорог здесь каналы словно в Венеции — по ним скользят моторные лодки, сюда же приземляются космические корабли.
И, что самое главное, все это непосредственно отражается на игровом процессе.
Никто никогда не вернет 2003-й
Во-первых, Beyond Good & Evil — редкая приключенческая игра без убийств. Джейд и ее напарники не настолько могучие бойцы, поэтому с наемниками «Альфа Сектора» могут разобраться лишь скрытно, да и то нелетально.
В основе геймплея лежит типичный представитель экшен-адвенчуры, какими они были в 2003 году. Драки здесь есть, и чем-то они даже могут напомнить Batman Arkham, однако, как уже было сказано, отдубасить боевым посохом можно далеко не каждого врага. Обычно под раздачу попадают роботы да монстры, с которыми Джейд и ее напарники еще как-то могут управиться.
BG&E совсем не про яростные сражения, но намылить шею палкой есть кому
Компаньоны вообще играют очень важную роль в игровом процессе. Помимо помощи в немногочисленных боях, они нажимают кнопки и взаимодействуют с механизмами, которые главной героине неподвластны. Ну и составляют приятную компанию, давая персонажам поболтать о том о сем во время исследования локаций, куда без этого.
Решение несложных пространственных головоломок, простые битвы с монстрами, примитивная акробатика и стелс — то, чем предстоит заниматься в сюжетных заданиях. Помимо этого, Beyond Good & Evil предлагает и небольшой открытый мир с парой видов активностей, что для 2003 года было в диковинку. Не стоит, впрочем, ожидать здесь развлечений в стиле GTA: если уж напали на кого-то, то полиция всегда вас достанет и потребует штраф аж в 250 кредитов.
Город маленький, но очень пытается создать впечатление кипящей в нем жизни
В первую очередь Джейд фотожурналист — в том числе и геймплейно. Камера становится не только биноклем и предшественником ставшего обязательным в играх Ubisoft сканера, но и... камерой. За снимки разнообразной фауны местный институт отсыпет копеечку, а на фото редких и опасных монстров можно неплохо нажиться. Также и ИРИС хочет от героини снимков злодеяний «Альфа Корпуса», а не спасения мира.
Особенно 20 лет назад поражало, что ваши действия непосредственно влияют на игровой мир, пускай все это и прописано заранее. Вернувшись с очередного задания, приятно увидеть собственноручно сделанные фото в повстанческих газетах, содержание которых обсуждают жители прямо на улицах. К финалу атмосфера в переулках стоит практически как перед французской революцией, и осознавать, что ты приложил к этому руку — редкое и бесценное чувство агентности, которое мало какая игра может подарить.
За выпадающие из особо злостных монстров и выдаваемые за важные задания жемчужины можно купить ценные улучшения для катера
Вне заданий герои перемещаются в основном на катере с воздушной подушкой. Неуклюжие сражения, погони за преступниками, мини-игра в стиле аэрохоккея и простые гонки под бодрую музыку — в принципе вот и все, что может предложить Beyond Good & Evil в вопросе развлечений в открытом мире. Также не добавляет приятных эмоций и то, что игра разделена на небольшие локации с частыми подгрузками, как это было принято на PlayStation 2 и GameCube.
Архаичность вообще лезет изо всех щелей. Джейд и катер управляются слегка неуклюже (что стало особенно заметно из-за неотзывчивости ремастера), а камера иногда сходит с ума, упираясь в стены или непрозрачные предметы. Время от времени обычный вид от третьего лица плавно уезжает на обзор откуда-то из-под потолка в духе первых Resident Evil, из-за чего меняется система координат и героиня начинает бежать не в ту сторону. Прыжок здесь завязан на контекстную кнопку и может быть совершен только в определенных местах. Для сохранения выделен лишь один слот, да и то сделать это позволяют у редких аппаратов для чтения дисков.
Погони за бандитами напоминают погони за сундуками в последних двух частях Rayman
Но внимание к деталям в этом мире удивляет. Джейд может поговорить со многими второстепенными персонажами и узнать их отношение к происходящему, причем реплики будут меняться в зависимости от течения сюжета. Для взаимодействия с торговыми автоматами нужно в инвентаре подготовить кредитку, а для сохранения — диск. Да и сам инвентарь, которым заведует харизматичный виртуальный латинос Секундо — просто ода дизайну двухтысячных, на которую сейчас приятно смотреть, но не всегда удобно использовать.
Во многом «За гранью добра и зла» сейчас выглядит будто музейный экспонат предыдущей эпохи или культовый фильм середины прошлого столетия. Современному игроку может быть трудно играть без указателей и лишних подсказок, но зато с кривоватым управлением и архаичным геймдизайном. Именно таким проектам больше всего и нужны хорошие ремастеры, одним из которых нас недавно и порадовала Ubisoft. Порадовала, правда же?...
Экшен на катере оставляет желать лучшего, но хотя бы не раздражает
За гранью свинства
Отношение французской компании к собственной классике и правда что за гранью свинства. То, как Ubisoft относится к своим культовым франшизам вроде Prince of Persia и Splinter Cell, какие ремастеры получает более свежая классика вроде Assassin’s Creed 2 и Far Cry 3 — просто наплевательское отношение к поклонникам. Разумеется, ничего хорошего с ремастером Beyond Good & Evil случиться просто не могло.
Во-первых, он собрал большинство типичных косяков переизданий от Ubisoft. Здесь скачущее качество текстур, что в данном случае особенно сильно рушит визуальный стиль: у животных, включая дядю Пей'Джа, они почему-то стремятся к реалистичности, в то время как у людей нет, из-за чего они похожи на восковые куклы и резко контрастируют с антропоморфными свиньями и носорогами.
Также снова куда-то пропали эффекты — дым теперь похож на пар, а освещение в ряде сцен просто сломано, из-за чего рушится атмосфера. При этом к воде неуместно применили более современный шейдер, из-за чего она смотрится, опять же, слишком реалистично и неаккуратно, вновь ломая цельность картинки. При этом в 2011 году для PS3 и Xbox 360 уже выходил отличный ремастер Beyond Good & Evil HD — для счастья оставалось лишь прикрутить к нему 4K-разрешение и 60 fps.
У местных есть мнение по многим вопросам
При этом пострадала оптимизация, игра ожидаемо тормозит не только на Switch, но и на ПК c PS5. Знаменитый рушащий прохождение баг из финала не поправили, а слот для сохранения по-прежнему остался один.
Новый контент тоже не впечатляет. Режим для спидранеров, несколько костюмов для героев и пара примитивных активностей в открытом мире, за которые показывают слайды с дополнительным лором, в том числе связывающие происходящее с будущем сиквелом. Очевидно, что проще прочитать все это в интернете, чем плеваться от наспех сделанных челленджей.
В общем, Ubisoft снова показала мастер-класс по неуважительному обращению с признанной классикой. Остается лишь надеяться, что такой подход не распространяется и на сиквел. Если он когда-нибудь все-таки выйдет.
Трейлер к запуску Beyond Good & Evil 20th Anniversary Edition. Источник: Ubisoft
Ради чего стоит играть:
Эклектичная атмосфера и реагирующий на поступки игрока мир
Прописанные персонажи и отличный сюжет
Ностальгия по играм эпохи PlayStation 2
Что портит удовольствие:
Кривоватый ремастер от Ubisoft
Все-таки игре почти 21 год
Источник новости: gameguru.ru