С легкой руки Netflix Тим Бертон явил миру «Уэнсдэй» — не просто ребут «Семейки Аддамс», а хронику учебных будней дочери Гомеса и Мортиши Аддамс в академии Nevermore. Разбираемся, каким получился первый сезон, удалось ли великому режиссеру передать проекту свой неповторимый стиль и почему в сериале про изгоя не оказалось изгоя.
Тим Бертон видит в Уэнсдэй себя — прямо так и сказал. В 1976 году, когда вышла экранизация «Кэрри» по Стивену Кингу, режиссер пошел на выпускной бал и, как вспоминает, чувствовал себя ее мужской версией. Бертон уверен, чувство отчужденности со временем не проходит, даже если очень этого хочешь. Уэнсдэй Аддамс — еще один пример отвергаемой обществом героини.
И в «Уэнсдэй» без кэрри-отсылки не обошлось
Но давайте начистоту, Бертон во всех своих персонажах видит себя, ему это необходимо. Иначе как понять тех, кого пытаешься показать на экране? Уходя из Disney, режиссер сравнил себя со слоником Дамбо, которому нужно было выбраться на свободу из этого безумного цирка. «В каком-то смысле фильм вышел автобиографический», — говорил Тим Бертон о своем релизе 2019 года.
Квантовый скачок режиссера из Disney на Netflix прошел успешно. Никто не считает себя заурядным, поэтому история героини, живущей не по правилам, понравилась всем. Уэнсдэй едва терпит свою семью и весь мир, пишет детективы, играет на виолончели, видит будущее и выпускает пираний в бассейн, где играют в водное поло обидчики ее брата. На фоне торжественно играет Non, je ne regrette rien (в переводе с французского «Нет, я не жалею ни о чем»). За аморальное поведение Уэнсдэй исключают, а родители отвозят ее от греха подальше в академию Nevermore.
Так выглядит триумф!
На экране жизнь в закрытых школах могут идеализировать или демонизировать, но главная их черта остается неизменной. Там происходит что-то недоступное, далекое от обывательских глаз. В фильмах и сериалах это зачастую что-то мистическое или загадочное, а в реальности все не так сказочно: не зря же, например, Тильда Суинтон отказалась сниматься в «Гарри Поттере». Актриса посчитала неправильным романтизацию среды, которая на самом деле очень жестока.
Тим Бертон давит на неприступные границы в меньшей степени. Его подход куда ближе любому бедному студенту из общежития, у которого в соседях может оказаться кто-то, к кому бы тот и близко не подошел, а теперь вынужден находить с ним общий язык. Режиссер прав, так и появляются друзья на всю жизнь.
Соседка Уэнсдэй — оборотень, не до конца способная к превращению
Если в комиксах, оригинальном ситкоме 60-х или даже фильме 91 года семейка Аддамс со всей своей мрачной эксцентричностью невольно противопоставлялась идеальной американской мечте-концепции «будь нормальным и преуспевающим», то в сериале Тима Бертона все сведено до контролируемых величин типичной истории взросления. Сейчас-сейчас, подождите, она перебесится и станет как все. Смотрите! Она уже завела друзей, парня и поладила с семьей. Еще чуть-чуть...
Экранные предшественники
Возможно, в этом есть доля правды. В 2013 году вышел сериал «Взрослая Вэнсдэй Аддамс» — имя героини и правда транслитерировали иначе — с Мелиссой Хантер, и это выглядело неловко. Проект был неплох, даже продержался пару сезонов. Но смотреть на подростка, который видит мир в черном цвете, для широкой аудитории, возможно, понятнее, чем наблюдать за взрослым, отказывающимся взрослеть.
Кадры из сериала про взрослую Вэнсдэй. Получилась интересная интерпретация
Поэтому «Уэнсдэй» сфокусирован на принятии себя в самой благополучной для этого среде — закрытой школе для изгоев, где нет места для тех, кто сможет этому помешать. У всех похожие проблемы. Соседка Уэнсдэй — оборотень, которая никак не может до конца превратиться в волка. Ей не удается в некотором смысле перерождение, выход на новый уровень. Ее семья беспокоится, думает, с ней что-то не так, торопит, пытается отправить в специальный лагерь, где ее «починят». Это же так похоже на давление родственников с требованием, например, выйти замуж, завести детей, найти приличную работу или каким-либо иным способом начать соответствовать их ожиданиям. История же Бьянки показывает токсичную родственную связь, которую очень сложно разорвать.
Новая семейка Аддамс
Сами по себе подростковые печали даже с прекрасной Дженной Ортегой не вытянули бы проект, поэтому, даже всячески отплевываясь от понятия «ребут», создатели сериала давят на могучее наследие — семейку Аддамс и Кристину Риччи, которая воплотила образ Уэнсдэй в фильме 1991 года. В сериале у актрисы совершенно новый персонаж, которого мог бы сыграть кто угодно — очевидно, основной причиной ее появления было желание свести поклонникам олдскулы.
Актриса хороша в любом образе
Что касается семейки Аддамс, роль Мортиши в сериале исполнила Кэтрин Зета-Джонс, а Гомеса сыграл Луис Гусман. К слову, у аудитории были вопросы, почему Уэнсдей играет актриса мексиканского происхождения. Потому что ее отец?.. В общем, все по канону, и нелепо заострять внимание на этом моменте, но зрители есть зрители. Тим Бертон в буквальном смысле снял проект для изгоев и про изгоев, а его все равно обвинили в дискриминации. Кажется, совсем неважно, что именно ты говоришь: если у людей есть цель обвинить, они в любом случае это сделают.
В частности, аудиторию не устроила Бьянка, хотя ее персонаж один из самых интересных в сериале
Возвращаясь к семейке Аддамс — так как мы не имеем дело с перезапуском, само семейство в сериале буквально обозначат, хотя во втором сезоне (который явно будет) обещают уделить больше экранного времени. В нескольких эпизодах отношения персонажей были раскрыты очень неплохо, даже забавно, но такое в сериале случается редко. Также в «Уэнсдэй» полноценно фигурирует Вещь — совершенно автономная рука, общающаяся с помощью жестов. Незаменимый член семьи, очень полезна в расследованиях.
У Тима Бертона она не могла, конечно, быть просто рукой, это почти мини-Франкенштейн, выглядит эффектно
Детективная линия, разумеется, присутствует. И это лучшая для нее характеристика. Она настолько смешная, что ее даже описывать неловко. Интрига считывается моментально, но расследование в сериале, скорее, сквозной момент. Должно же в этой чертовой закрытой школе хоть что-то происходить, кроме перформансов шикарнейшей Гвендолин Кристи. Кстати, актриса рассказывала, что в этом проекте впервые почувствовала себя красивой на экране.
А значит, уже все не зря
Почему стоит смотреть:
Мощный актерский состав
Замечательная музыка
Свежий взгляд на культовую историю
Что портит удовольствие:
Отсутствие какой-либо интриги и уникального стиля Тима Бертона
Источник новости: gameguru.ru