«Джеймс Уэбб» впервые обнаружил в космосе метил-катион

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» помог международной команде учёных впервые за всю историю наблюдений обнаружить в космосе чрезвычайно неустойчивую частицу метил-катиона — соединение углерода (CH3+). Это очень важное открытие, поскольку метил-катион способствует образованию более сложных молекул на основе углерода, составляющего основу всей известной на текущий момент жизни. Его нашли в молодой звёздной системе d203-506 с красным карликом и протопланетным диском, расположенной в 1350 световых годах от Земли в туманности Ориона.На изображении представлен общий вид и отдельно области с системой, где был найден метил-катион. В правом нижнем углу находится непосредственно d203-506

Система d203-506 подвергается мощному воздействию УФ-излучения от близлежащих горячих, молодых, массивных звёзд. Обычно считается, что УФ-излучение разрушает сложные органические молекулы, из-за чего открытие CH3+ может показаться неожиданным. Но команда учёных предполагает, что УФ-излучение вместо разрушения может служит источником энергии для образования CH3+, после чего — способствовать возникновению других химических реакций для формирования более сложных молекул углерода.

Также команда отмечает, что молекулярный состав d203-506 сильно отличается от состава типичных протопланетных дисков. Например, исследователи не смогли обнаружить никаких признаков воды. Предполагается, что на состав влияет мощность УФ-излучения, играющее решающую роль на ранних химических стадиях возникновения жизни.

Обнаружение подтверждает не только невероятную чувствительность «Уэбба», но и ключевую роль CH3+ в межзвёздной химии, говорят учёные.

Результаты исследования опубликованы в статье в журнале Nature (доступный для чтения вариант).

2023-06-27T14:50:03Z