Представление японцев о европейском Средневековье — одна из самых странных вещей, которую можно себе представить. Final Fantasy 16 в своей рекламной кампании намекала, что собирается быть поадекватнее, хотя от фирменных черт серии отказываться не собиралась. Получилась ли из нее лучшая часть серии и удалось ли избежать типичных штампов — рассказываем в нашем обзоре.
«Игра престолов» по-японски
Несмотря на страшную цифру в названии, с миром Final Fantasy 16 мы встречаемся впервые. Как и во всех предыдущих номерных частях (в серии всего несколько прямых сиквелов, например, 10-2 и 13-2), никакой связи с другими играми тут нет, хотя огромное количество общих элементов на месте.
Вот и мир Валлистии напоминает сразу все и сразу. Действие происходит на двух больших островах, где ютятся пять государств. Каждое из них обладает собственным Первородным Кристаллом — огромной кристаллической горой, из которой добывают кристаллы поменьше. Этот ценный ресурс позволяет пользоваться магией обычным людям, у которых нет способностей от рождения.
Кристаллы видно даже на глобальной карте
Однако в мире происходит много всего нехорошего, и не все из этого рукотворное. Помимо процветающего рабства и постоянных войн, Валистия страдает от Мора, который постепенно охватывает страну. В отличие от Dragon Age: Origins, здесь это просто вымирание земель — они становятся бесплодными, тут не могут выжить ни люди, ни звери, ни растения.
С такой же бедой столкнулось и государство Розария — самое западное из всех, отмеченное даром Феникса. Призываемые существа вроде Феникса, Багамута, Ифрита, Шивы, Титана и так далее — неотъемлемая часть Final Fantasy с самых первых частей. В Final Fantasy 16 им уделено особое внимание: теперь эти создания перерождаются в людях, а носители становятся членами королевских родов или сразу рождаются в них, как в случае династии правителей Розарии.
Тиха Валлийская ночь… лишь Кристалл сияет на фоне
Игроку выпадает роль Клайва Розфилда — королевского первенца, обделенного Фениксом. Могучий эйкон переродился в его младшем брате, Джошуа, поэтому Клайв стал его первым защитником. Впрочем, несмотря на беспрецедентное владение оружием и кое-какие магические способности, дарованные прикосновением Феникса, в королевском дворе Клайва считают выродком и неудачей всего рода.
Как вы могли понять по этому длинному вступлению, мир в Final Fantasy 16 суров и напоминает Средневековье. Именно к этой цели и стремились разработчики, рассказывая, что вдохновлялись «Игрой престолов». Поначалу все кажется очень серьезно, в том числе и из-за душераздирающей завязки.
Разобраться в тонне названий и имен помогают два справочника — один из них контекстный, вызывается во время заставок и всегда подскажет, кто, где и что сейчас происходит на экране
В ходе первых полутора часов, которые все желающие могут попробовать в рамках бесплатной демо-версии, Клайв с Джошуа разделяются, оказываются преданы одним из близких и теряют всех остальных родных. Джошуа к тому же погибает от рук второго эйкона огня — Ифрита, которым обладает таинственный незнакомец. Чудом оставшийся в живых Клайв после той роковой ночи на тринадцать лет попадает в рабство соседней Империи Сенбрек, где его клеймят и определяют в местный отряд самоубийц.
Впрочем, чем дальше, тем меньше в сюжете становится политических перипетий и их влияния на происходящее. Да, поначалу нам пытаются показать, что все не так неоднозначно: например, отец главного героя, правитель Розарии, планирует нападать на соседей с целью захвата их Кристалла. Однако в дальнейшем герои особо не совершают «серых поступков» — почти всегда очевидно, кто хороший, а кто не очень.
Время от времени политические события и движения армий объясняют схематично. Не то чтобы в них сложно запутаться
Еще одно нововведение — степень жестокости. Мало в какой Final Fantasy столько крови, даром, что она часто напоминает те нелепые, покрывающие героев с ног до головы капли из Dragon Age: Origins. Впрочем, ничего нового в этих моментах на самом деле нет. Истекающих кровью чокобо можно увидеть, например, в Final Fantasy Type-0, а упор на политических интригах был в Final Fantasy 12. Другое дело, что шестнадцатая часть пытается делать вид, будто в нее смогут спокойно играть на дух не переносящие японщину — и это вовсе не так.
Конечно, это не какой-нибудь «Ведьмак», но героев никто не щадит
Если вы ждали серьезного сюжета с личной драмой множества проработанных героев и политикой в стиле «Песни Льда и Пламени» — нет. К середине игра забывает об этих амбициях, и все в итоге превращается в очередную историю о спасении мира, выяснении тайн кристаллов, предтечах, избранных и так далее.
При этом игра растеряла ту атмосферу приключения, за которую серию и любили. Момент субъективный, но ощущения исследования необычной вселенной нет — мир-то тут достаточно обыденнный, ничего эклектичного в духе Final Fantasy 7 или 15 тут и близко нет.
Удивительно, насколько обыденно иногда выглядят кадры из игры
К тому же из-за серьезности сеттинга все сюжетные натяжки режут глаз еще сильнее. Случайно встретил свою собаку спустя 13 лет? А после этого свою подругу детства, которая внезапно оказалась могущественным волшебником? А затем вас обоих спас вовремя подоспевший мужик, который станет наставником? Добивает еще и то, что в мире очень мало доминантов (людей, в чьих телах переродились эйконы), но мы уже за первую половину игры встретим порядка пяти таких персонажей.
Главный герой тоже не относится к достоинствам истории. Поймите правильно, Клайв — хороший парень, но очень типичный. Он все время хмурый, не балагурит, не говорит ничего особо толкового, а всю историю им движет то месть, то благие намерения. В общем, отличный паровоз для движения сюжетного поезда, но не более того.
Каждую сцену крадет Сид, харизматичный наставник главного героя и еще один символ серии — ни одна FF не обходится без своего Сида
Самая интересная часть протагониста — его второсортность (в хорошем смысле). В мире Final Fantasy 16 только состоятельные люди могут позволить себе использовать магию, покупая осколки кристаллов. Тех же, кто от рождения владеет магическим даром, клеймят и считают людьми второго сорта — наш Клайв как раз из таких, о чем говорит характерная татуировка на левой щеке, за которую он постоянно огребает.
Рабство и презрение к тем, кто стоит ниже по иерархии — важная часть игры. Вообще, посыл Final Fantasy 16 напоминает легендарную седьмую игру, ведь мир здесь тоже погибает из-за того, что люди злоупотребляют благами. Правда, в этот раз создатели говорят не о вреде топливной экономики, а скорее намекают на глобальное потепление.
Будь мы Гретой Тунберг, то не могли бы не отметить, что ледники продолжают таять, пока вы читаете этот текст
Но сюжет, каким бы спорным и не оправдывающим создаваемые ожидания он изначально ни был, это лишь половина игры, а все остальное время занимают сражения и исследование.
Глубокий слэшер на двух кнопках
Final Fantasy 16 — большая сюжетная одиночная игра, и оба ее главных компонента друг от друга неотделимы. Нельзя просто так взять и пропустить все 15 часов роликов ради игрового процесса. Точно так же не получится промотать все бои ради истории, хоть разработчики и постарались подстелить соломку в виде сверхлегкого режима.
Если насчет истории можно спорить, то вот боевая система безусловно стала жемчужиной проекта — нужно лишь дать ей время раскрыться, потому что вступление достаточно затянутое. Вообще, Final Fantasy 16 стала той редкой «финалкой», которая играется лучше, чем выглядит со стороны. Объяснить ее на словах проще, чем показать на видео — слишком уж многое тут зависит от ощущений.
Не дайте себя обмануть — если тут есть фокус на враге, это не значит, что перед нами Dark Souls
Ощущения, к счастью, больше похожи на Devil May Cry, а не на очередной soulslike. Ничего удивительного в этом нет — в конце-концов, над игрой работал один из создателей DMC 5, и вроде как остался крайне доволен результатом. Поклонникам Final Fantasy тоже не привыкать — игры серии становятся все более доступными и динамичными от части к части.
Но Final Fantasy 16 действительно максимально близка к слэшеру — в первую очередь своей простотой и динамикой. Под управление отведено всего несколько кнопок: есть удар мечом, магия, особое умение и два боевых скилла (чаще всего один бьет по площади, а второй наносит большой урон одному врагу). Особые умения и скиллы можно менять прямо на поле боя, переключая эйконов — Клайв по сюжету получает частички силы знаменитых существ, и может взять с собой в бой до трех штук.
Принимающие истинную форму эйконы действительно огромны
Способности эйкнов играют важную роль. Феникс позволяет совершать огненный рывок к противнику, другие существа дают возможность притягивать врагов, валить их на землю, блокировать удары, делать «снайперские» выстрелы и так далее. Переключаться между саммонами придется постоянно, но это сделано интуитивно и удобно.
Благодаря простому управлению быстро осваиваешься и втягиваешься в динамичные сражения. Все немногочисленные комбинации ударов быстро заучиваешь, как и особенности доступных скиллов. Парирования здесь — редкий гость, в основном от атак предстоит уклоняться, и делать это очень приятно в том числе из-за сочной экшен-камеры и замедления времени, а также открывающегося окна для урона.
Большинство боссов тоже огромные
Правда, свои «но» есть и тут. Бои с мощными противниками кажутся затянутыми: мало того, что у них тонна здоровья, так еще и нанесение хоть сколько-то серьезного урона скрыто за оглушением. У каждого босса или хотя бы мини-босса есть дополнительная шкала: если пробить ее, враг становится особенно уязвим — и вот тут-то ему и нужно вливать урон, увеличивая коэффициент количеством ударов. В целом, это похоже на то, что представлено в Final Fantasy 7 Remake.
Из-за этого бои с боссами получаются действительно долгими и эпичными — учитывая, что это зачастую какие-нибудь огромные твари. К слову о тварях, упор на эйконах в геймплее состоит еще и в том, что они часто попадают под наше управление. Сражение Феникса с Ифритом или Ифрита с другими существами не раздражают благодаря удобному управлению и той же сохраняющейся бешеной динамике.
В плане игрового процесса сражения эйконов похожи на неплохой броулер про Годзиллу и ее друзей
При этом ролевые элементы в Final Fantasy 16… ну, скажем, они крайне вялые. Есть простейшая схема с умениями, куда вы вливаете заработанные очки на прокачку. Самих пассивных и активных скиллов, к слову, крайне мало, а характеристики персонажа так и вообще автоматически повышаются вместе с уровнем.
Снаряжение и крафт тоже достаточно простые. По традиции Final Fantasy, у вас есть слоты под оружие, броню, подвеску и три украшения — на герое из всего этого отражаются только разные мечи. Снаряжение можно найти или купить, но самые лучшие экземпляры вы будете ковать и прокачивать у кузнеца из материалов, которые найдутся по пути. В целом, смех смехом, но в плане RPG-элементов даже God of War Ragnarok более комплексна, чем Final Fantasy 16.
Даже с такой простой схемой игра предлагает не заморачиваться и выбирать автоматическую покупку умений
Другие RPG-элементы в игры выполнены не лучше. Мир не совсем открытый, и напоминает уже не раз упомянутую сегодня Dragon Age: Origins — есть отдельные локации на глобальной карте, которые друг с другом не связаны. При этом масштаб этих локаций поистине поражает: они как будто пришли из японских ролевых игр с PlayStation 2. Большой город здесь состоит из десятка домиков, а деревушка — натурально из трех.
Местность за пределами поселений напоминают корейские MMORPG. Это либо условный коридор, и неважно, что дело происходит в лесу, либо пустая поляна, на которой трутся несколько группок вражеских мобов. Разумеется, и жизни на этих локациях нет никакой: никто никуда не ходит, никто ни с кем не взаимодействует, вообще по факту ничего не происходит, а все просто ждут игрока или отыгрывают роль мебели.
Без шуток, даже «открытые» локации чудовищно линейные
Под стать таким локациям и местные дополнительные квесты — без шуток, это натуральное «подай-принеси» или «убей 10 шмелей». Наверное, именно в этом аспекте больше всего чувствуется, что игрой руководил создатель онлайновой Final Fantasy 14.
При этом к полуоткрытому миру, прорве дополнительных квестов и охоте на редких монстров вас пускают только где-то к середине сюжета. Дело в том, что история разбита на три возраста Клайва: подростковый, «где-то за 20» и «где-то за 30». Первый этап полностью представлен в демо-версии, длится полтора часа и чудовищно линеен. К двадцати годам вас уже иногда отпускают побродить по паре локаций или даже между ними, появляются первые дополнительные квесты. А вот полноценная свобода и подобие открытого мира будут лишь в середине, до которой еще надо добраться.
Квесты королевскому отпрыску и спасителю мира выдают под стать способностям, видимо
В итоге игра натурально скачет от «отложите геймпад ради 15 минутной заставки» до ерзанья на стуле из-за сложной длинной битвы — особенно с учетом того, что здесь любят пустить несколько сложных боссов друг за другом. В итоге обе части — и боевка, и сюжет, — друг без друга не сработают, игрок просто замучается. А если не нравится что-то одно — придется страдать.
В сером-сером королевстве
Я не зря сказал, что состояние «играюсь лучше, чем выгляжу» для Final Fantasy нетипично — эти игры во многом про атмосферу путешествия, чудесную музыку, потрясающий визуал, а сюжет и глубина боевой системы как бы второстепенный фактор.
С Final Fantasy 16 все снова сложно. Технологически игра отличная — в режиме качества у нее идеальные 30 fps, картинка четкая, текстуры убийственные, растительность густая, а эффекты в боях выжигают глаза. Но при всем этом, по-моему, она выглядит скучно, а виноват в этом вялый арт-дизайн.
Разработчики хотели убрать из игры еще один символ FF — муглов. В финальную версию они все-таки попали, но в диалогах их часто называют мифическими существами, хотя один тусуется прямо на базе и выдает контракты
Большинство самых культовых персонажей (начиная с седьмой части) нарисовал Тэцуя Номура — одиозный художник, который сейчас еще и продюсер, и сценарист. Помимо этого, он создал серию Kingdom Hearts про смешение миров Final Fantasy и Disney, а сейчас вовсю ломает канон, работая над второй частью ремейка Final Fantasy 7.
В фан-среде отношение к Номуре неоднозначное, но к FF16 он свои руки не прикладывал. Над игрой работала команда под руководством Наоки Ёсиды — продюсера сверхуспешной MMO Final Fantasy 14, который и привел своих людей, заменив в том числе композитора и художников. И это сразу чувствуется.
Эти парни запоминаются сразу, что о Клайве сказать сложно
Возьмем хотя бы главного героя. Давайте прямо скажем, дизайн персонажей Номуры приковывает внимание необычными деталями и запоминается, будь то даже эджи-эмо-кинг Ноктис из FF15, придурошный Тидус из FF10, а уж про Клауда и Сефирота из седьмой части и говорить не приходится — это де-факто символы всей серии. На их фоне простой рыцарь Клайв, пусть и в красном корсете, выглядит до банального серо. Единственная интересная особенность — необычное крепление для меча, который он носит строго справа за спиной.
То же касается и локаций. В основном в игре встречаются поля, леса, маленькие поселения и обычные средневековые города — все это выглядит чуть понаряднее Kingdom Come: Deliverence, но из-за кукольных масштабов и линейности поверить в них невозможно. Больше всего впечатляют локации фэнтезийные: все они связаны с огромными кристаллами, которые возвышаются над городами и представляют собой эпичное зрелище.
Когда даже рядовые битвы выглядят так, лучше иметь яркую полоску жизни и заметную панель скиллов с четким кулдауном
Еще один спорный момент визуала — совершенно вырвиглазный интерфейс. Правда, раздражает он ровно до тех пор, пока сам в игру не поиграешь — оказывается, что в бою эта аляпистость только выручает, а в мирные моменты он оперативно исчезает и не отсвечивает. Расстраивает разве что невозможность отключить вылетающие циферки урона, но учитывая количество эффектов на экране, зачастую это единственный способ понять, кто кого ударил.
Музыка тоже вызывает двойственные ощущения. С одной стороны, здесь есть как очередные переаранжировки классических тем Final Fantasy, так и приятные новые композиции. Сомнение вызывают только бодрые электронные треки, которые играют в некоторых особо напряженных битвах — видимо, японцы понимают пафос очень по-своему. В целом же, саундтрек стал именно что пафоснее — даже классические «фанфары» после победы над мощным противником здесь пропевает хор.
Понятно, что с таким антуражем нужна и более мрачная музыка, но в этом вопросе часто встречаются сомнительные стилистические решения
Но многие треки своими странными гармониями и мелодиями напоминают не Final Fantasy, а скорее Nier. Учитывая, что раньше композитор Масайоси Сокен работал не только над FF14, но и над Drakengard (спин-оффом которой и является Nier), ничего удивительного в этом нет.
Единственной технической проблемой Final Fantasy 16 стал режим производительности — игра плохо держит как 60 fps, так и динамическое разрешение, благодаря первой версии технологии FSR превращаясь в неприятное «мыльцо». Дело в том, что игру изначально затачивали под PS5 сразу в куче аспектов — добавили даже QTE с открыванием дверей, единственный смысл которого в том, чтобы покрасоваться адаптивными курками и вибрацией.
16 минут сюжетных подземелий из середины игры. Источник: IGN
Но есть и плюсы. Final Fantasy 16 показывает, что «сила SSD» это вам не хи-хи и не ха-ха. Запуск игры занимает меньше десяти секунд — примерно пять до главного меню, и примерно пять до игрового процесса из него же. Настолько же оперативно работает и быстрое перемещение — экранов загрузки тут нет в принципе.
Если разработчики с таким же тщанием подойдут к созданию ПК-порта — это будет один из лучших ПК-портов. Однако понравится ли ортодоксальным компьютерным боярам японское аниме с типа-слэшерной боевкой и аниме-сюжетом?
Ради чего стоит играть:
Отличная боевая система — понятная и динамичная
Эпичные схватки огромных эйконов, от которых перегреваются PS5
Можно посмотреть, как японцы представляют себе «Игру престолов»
Что портит удовольствие:
История быстро забивает на политику и превращается в аниме
Дизайн и масштаб локаций уровня PS2
Отвратительные второстепенные квесты
Источник новости: gameguru.ru