Для тех, кто любит игры за возможность пострадать в компании друзей, имя Barotrauma, вероятно, не станет пустым звуком. Игра про коллектив подводной лодки, дрейфующей в глубинах инопланетного океана, пробыла в раннем доступе без малого четыре года и сколотила солидную по меркам столь оригинальной инди-инициативы аудиторию. Проект с первого же взгляда ощутимо выделяется на фоне прочих кооперативных выживачей: под одной крышей здесь уживаются survival-horror шутерной механикой, симулятор управления субмариной, социальная игра, RPG, адвенчура и даже элементы экономической стратегии… Многоликая химера, выведенная совместными усилиями студий Undertow и FakeFish, оказалась более чем жизнеспособной. Но вот разобраться во всем этом механическом многообразии новому игроку будет ой как непросто. Тем более, что разработчики ему в этом не особенно помогают.
Тайны океана
Местом действия игры становится Европа — но не привычная нам часть земного шара, а одноименный спутник Юпитера, покрытый бескрайним океаном и по сюжету давно колонизированный людьми. С годами колонисты все больше отдалялись от колыбели человечества, а в какой-то момент и вовсе утратили связь с Землей. А единственным способом сообщения между разрозненными аванпостами стали подводные экспедиции на укрепленных суднах с тяжелым вооружением. Ведь как выяснилось, в неизведанных глубинах водятся чудовищные существа, которые не прочь полакомиться свежей человечинкой. Именно управлением такой субмарины предстоит заняться игроку. И крайне желательно не в одиночестве.
Чего только не водится в местных водах
Геймплейную канву Barotrauma в двух словах не опишешь, но в качестве хоть сколько-нибудь близкого примера на ум внезапно приходят отечественные «Космические рейнджеры». У нас есть корабль со своими характеристиками и обмундированием, которое можно прокачивать — или подкопить деньжат на более мощную и вместительную подложку.
На нем нам предстоит курсировать от аванпоста к аванпосту, выполняя нехитрые по сути задания, вроде доставки, экскорта, добычи ресурсов или устранения особо агрессивной подводной фауны. В населенных пунктах можно брать квесты, затариваться товарами или нанимать помощников. При этом в наших интересах помогать развитию подводной цивилизации, делая неприветливый мир хоть чуточку более гостеприимным — врагов у нас тут всегда будет больше, чем друзей.
Рулевому по долгу службы 90% времени приходится залипать в этот экран
Но если в «Рейнджерах» главные события происходили во время визитов в поселения, то здесь куда важнее само путешествие. Посему на роль второго референса просится культовый космический рогалик Faster Than Light. Во-первых, в обеих играх нас постоянно подгоняют двигаться все глубже и глубже в неизведанное. Если в FTL нашу экспедицию гнала вперед армада захватчиков, то здесь эту роль выполняет агрессивная радиация Юпитера, понемногу проникающая в океан и делающая поверхностные воды непригодными к жизни. Правда, эта механика остается сугубо опциональной.
Во-вторых, обе игры сосредоточены на кризисном менеджменте и оперативном решении экстренных ситуаций силами экипажа корабля, разбитого на разные технические роли. То приходится тушить пожар, то справляться с разгерметизацией жизненно важных отсеков, то встречать на борту незваных опасных гостей, то лечить травмированных товарищей… За каждую их этих задач нужно иметь ответственного товарища. Только вот в Barotrauma любого участника экспедиции может — и в идеале должен — отыгрывать живой человек.
Течь в подлодке уравнивает всех членов экипажа. Будь ты капитан или юнга, берись за ремонт, пока не отдал концы!
Одиночкам тут не место
Справляться со всеми задачами по навигации, починке и защите корабля в одиночку или даже вдвоем будет трудновато, несмотря даже на помощь ботов. Местный мультиплеер вмещает до 16 человек, но для полноценного контроля над кораблем желательно иметь в команде хотя бы пятерых участников на главные роли. Во главе экипажа стоит капитан, задающий координаты движения подлодки, следящий за состояниями всех систем и раздающий приказы подчиненным.
Среди них ключевую роль играет подкованный технически персонаж: инженер и механик. Первый управляет реактором и чинит электронное оборудование, а второй отвечает за механические неисправности и крафт всяческих расходников. Венчают минимально компетентную команду судовой врач и офицер охраны, отстреливающий подводных монстров как за бортом корабля, так и на палубе — супостаты легко проникают сквозь обшивку подлодки.
В суматохе боя чудовищ бывает трудно разглядеть, отчего они становятся лишь более пугающими
Слаженная и координированная командная работа здесь ценится превыше всего. В отличие от той же FTL, в Barotrauma нет окна паузы, в котором можно спокойно оценить ситуацию и проработать план действий. И если что-то может пойти не так, то оно с огромной вероятностью уже пошло не так — вы просто не заметили. Поломки жизненно важного оборудования, пробоины обшивки, атаки морских чудовищ, перепады давления и температуры, физические и психические недуги… Потерять ценные ресурсы, провалить цель миссии и даже расстаться с жизнью в этой игре можно за считанные секунды, а почувствовать себя в безопасности вы сможете только состыковавшись с очередным населенным аванпостом.
С одной стороны, роли разделены во многом лишь номинально — никто не мешает врачу встать за бортовой рейлган, а офицеру охраны врачевать больных. Да и когда вода уже заливает корабль почти до потолка, становится не так важно, кто именно обязан заделывать пробоины. Важно, у кого в руках сварочный аппарат. На друга надейся, но и сам не плошай! А то ко дну пойдут все и разом. С другой стороны, придерживаться своих задач мотивирует система прокачки, дающая бонусы определенным классам именно в их основном деле.
Разобраться в работе ядерного реактора с кондачка не выйдет. Тот случай, когда присказка «Ну это же не ядерная физика!» теряет всяческий смысл
Разумеется, с такими требованиями к тимворку крайне желательно играть в компании друзей и с голосовой связью. Координировать действия можно с помощью внутриигрового интерфейса, но это гораздо менее удобно, а каждая секунда промедления может стоить жизни. И уж совсем нечего в Barotrauma делать геймерам-одиночкам. Авторы, конечно, обещают всячески развивать однопользовательский режим, но пока что он остается лишь жалким огрызком того опыта, что вы можете получить в кооперативе. И даже как тренировочную площадку его воспринимать не получится: сколько ботов не прокачивай, они останутся такими же тупыми, а раздавать им приказы — забот не оберешься.
Ужас из глубин
При этом Barotrauma остается крайне эффективным хоррором. Что на самом деле не столь удивительно, если учесть портфолио ведущего разработчика — ранее он отметился развирусившимся ужастиком SCP – Containment Breach. Практически весь игровой процесс происходит в полутьме, а во время вылазок за борт черный океан разрезает лишь слабый свет фонарика. И каким бы тривиальным на словах ни был очередной квест, вы никогда не будете знать наверняка, что или кто поджидает вас за очередным рифом.
Отдельно нагнетает обстановку тот факт, что вы почти всегда будете смотреть на вашу подлодку через интерфейсы бортовых приборов — подобное решение уже встречалось в другой жуткой игре про подводную лодку Iron Lung. Вот на радаре появилась какая движущаяся точка, направляющаяся в вашу сторону. Остается только отдать приказ команде взяться за оружие и гадать, что же это такое. Пока у вас есть на это время.
В подводных локациях обзор сильно ограничен, так что саспенс чувствуется постоянно
Океан Европы населяет множество живности: от мелкой рыбешки и относительно небольших ихтиандров до гигантских морских чудовищ, которым самое место на страницах Лавкрафта. И словно оттуда же авторы почерпнули блестящую идею механики безумия. Стрессовая работа в замкнутом пространстве и постоянный шок запросто могут вызвать у вашего персонажа психоз, и вам начнет мерещиться всякая жуть. При этом диагностировать психоз самостоятельно невозможно — нужно чтобы вашего героя осмотрели сопартийцы. Загвоздка в том, что сам безумец будет видеть безумцами всех остальных!
Из одной этой находки запросто могут родиться сценарии в духе фильма «Нечто»: никто никому не доверяет, никто не понимает, что происходит, при этом реальная опасность подстерегает совсем рядом. А если хотите добавить в свою игру еще больше ощущения паранойи, включите перед стартом новой кампании функцию «предателей» — тогда кому-нибудь из вашего экипажа будут тайно поступать квесты по саботажу подлодки. «Амогус», подвинься!
Скоро у этой посудины будет новый капитан
Двадцать тысяч рестартов под водой
Подобных мелких деталей в игре на самом деле море. Скажем, большинство болячек лечится исключительно тяжелыми наркотиками, которые неизбежно вызывают привыкание. Гуманоидные монстры могут заразить игрока трупными паразитами, и при отсутствии подходящего лекарства единственный способ остановить их размножение — передать инфекцию другому персонажу. Умелый инженер может менять проводку в электроприборах, создавая новые способы интеракции с окружением и автоматизируя работу отдельных систем. А куча всяческих модификаторов и настроек игры позволит не заскучать на долгой дистанции. Это по-настоящему глубокая игра, в которой можно копаться десятками часов и постоянно находить что-то новое. Беда в том, что разбираться во всем этом вам ни капли не помогают.
Для настолько нагруженной нюансами и механиками вещи Barotrauma слишком уж не торопится их объяснять. Авторы предлагают короткое обучение основам каждой из ролей, но оно и близко не способно подготовить вас к опасностям реальной игры. Вас толком не научат ни воевать с морскими гадами, ни делать вылазки за пределы корабля. Чего уж там, даже не расскажут, как брать и сдавать миссии. Неочевидное управление и довольно сложный для неподготовленного игрока интерфейс тоже не помогают. Как итог ваше первое путешествие имеет все шансы оборваться на первой-второй вылазке.
Вообще, игре не помешал бы какой-нибудь внутриигровой справочник в духе «Цивилопедии». А без него остается лишь осваивать все методом проб и ошибок, набивая шишки в виде проваленных миссий и мертвых героев. И далеко не каждый будет на это готов. Мне вот было приятно познакомиться с Barotrauma, но тратить десятки, и потенциально сотни часов на изучение всех неочевидных нюансов, которые авторы не удосуживаются объяснить? Извините, я уже нашел свой яд. У меня для этого уже есть Football Manager.
Лазерная пушка долго заряжаются, но если попадет — мало не покажется даже Ктулху
Конечно, отчасти ситуацию спасают пользовательские гайды от уже набивших свои шишки игроков. А еще лучше завербовать такого знатока Barotrauma в свою пати, чтобы задалбывать вопросами, на которые по-хорошему вам должны были бы отвечать авторы. Но даже освоив все необходимые для прохождения основы, вы регулярно будете сталкиваться с элементами, которые просто никак не объяснены. Бывает, во время навигации корабль просто отказывается слушаться, и приходится думать, почему? Это у вашего персонажа не хватает скиллпойнтов в искусстве рулевого? Это механик-дебил не следит за реактором? Это на корабле вышла из строя какая-то второстепенная система? Может, сломался один из насосов в балластном отсеке? Может, вашего героя охватил психоз? Или это у вас слишком кривые руки для этой игры? Спойлер: скорее всего сразу несколько ответов окажутся правильными. И поди угадай, какие.
Обзорный трейлер Barotrauma. Источник: Daedalic Entertainment
Ради чего стоит играть:
Концептуально уникальный кооперативный выживач на 16 игроков
Крутой сеттинг — неизведанный, бескрайний и враждебный океан
Необходимость слаженной командной работы
Игра блестяще держит напряжение и готовит испытания на каждом шагу
Куча настроек кампании и режимов игры не позволят заскучать
Что портит удовольствие:
Очень высокий порог вхождения
Узнавать, как и что работает, придется из фанатских гайдов
Квесты довольно однообразны и быстро приедаются
Без компании тут делать нечего
Беспощадная сложность понравится не всем
Источник новости: gameguru.ru