Древняя залётная звезда могла поспособствовать появлению жизни на Земле

Впервые обнаружена проходящая через молодой звездообразующий регион стареющая звезда, несущая в себе элементы, которые в том числе могли иметь решающее значение для формирования жизни на Земле. Результаты исследования опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters.

Это открытие было сделано благодаря третьему выпуску данных со спутника Gaia, который составляет карту положения миллиардов звёзд и других объектов в нашей галактике. Такой долгосрочный обзор неба позволяет обнаружить «залётные звёзды» - звезды, которые просто проносятся через определённую область, но родившиеся в другом месте.

Большинство ранее обнаруженных «залётных звёзд» были довольно молодыми, но теперь астрономы увидели удивительно старую звезду, которая движется через область звездообразования, где ей не место. По словам специалистов, не предполагалось, что такое взаимодействие поколений может когда-либо происходить.

Стареющая звезда - это так называемая звезда асимптотической ветви гигантов, к которой принадлежат красные гиганты, находящиеся в преклонном возрасте. У них закончилось водородное топливо и вместо него начал гореть гелий. Оказалось, что подобный визит старой звезды может доставить в регион элементы, способные изменить ход эволюции звёзд и планет, формирующихся в нём.

Звёзды из этой ветви производят огромное количество радиоактивных изотопов, таких как алюминий-26 и железо-60. Предполагается, что эти изотопы сыграли важную роль в создании Земли, сделав её пригодной для жизни, способствуя раннему нагреву её недр и косвенно участвуя в тектонике плит. Без них Земля могла бы остаться безжизненным камнем.

Но как эти изотопы попали на Землю, до сих пор остаётся загадкой. Ранее предполагалось, что во время формирования Солнца неподалёку от него взорвалась сверхновая, но это ставит вопрос о том, как выжила развивающаяся Солнечная система. Открытие AGB-звёзд, проносящихся мимо и разбрасывающих свои элементы, может объяснить это более чётко: модели, разработанные командой, показывают, что Солнечная система могла захватить их от проходящей AGB-звезды в достаточно больших количествах для питания ранней Земли и других планет.

«До сих пор исследователи скептически относились к тому, что эти старые, эволюционировавшие звезды могут когда-либо встретиться с молодыми звёздами, формирующими планеты, поэтому данное открытие даёт гораздо больше информации о динамике, взаимоотношениях и путешествиях звёзд, - сказал доктор Ричард Паркер, ведущий автор исследования. - Показав, что звезды из асимптотической ветви гигантов могут встречаться с молодыми планетарными системами, мы продемонстрировали, что для объяснения происхождения этих химических элементов в нашей Солнечной системе, возможно, не требуется других источников алюминия-26 и железа-60 – таких, например, как звёздные ветры и сверхновые очень массивных звёзд».

2023-07-27T12:50:02Z